Генрих Васильевич Новожилов — академик РАН, дважды (! ) Герой Социалистического Труда. «Летающее крыло»: мечты и реалии. О гибридном самолете. Ту-144 и Конкорд эксперимент провалился? Особый статус КБ Ильюшина

14 января 3:24

С 1949 года Генрих Васильевич Новожилов трудится в ОКБ С. В. Ильюшина.

Сегодня он, в свои 90 лет, — главный советник генерального директора ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина. Ранее прошел все ступени профессионального роста — от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора (с 1964 года). В 1970 году был назначен генеральным конструктором. Под руководством С. В. Ильюшина участвовал в создании пассажирских самолетов Ил-14, Ил-18 и Ил-62. С 1984 года — действительный член Академии наук СССР. Под руководством Новожилова созданы самолеты Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, а также Ил-114, Ил-103.

Генрих Новожилов – академик РАН, дважды (!!!) Герой Социалистического Труда.

В большой беседе с корреспондентом «РГ» выдающийся авиаконструктор ответил на самые разные вопросы, рассказал о своей жизни и работе. Публикуем интервью с ним в сокращенном варианте.

Пролог

Не существует тормозов у конструкторской мысли. В принципе, все новое рождает фантазия человека. Да, в настоящее время в проектировании самолетов изменилось многое. В компьютерные программы уже заложен опыт создания конструкций. Проводятся аэродинамические исследования и расчеты прочности в таком объеме, какой раньше и не снился. Это позволяет получить более высокие результаты и проектирования, и производства. Можно проанализировать огромное количество вариантов технических решений. Однако не стоит забывать: компьютер — это только средство, которое расширяет возможности конструктора, прочниста, аэродинамика. Окончательное же решение, как всегда, остается за руководителем проектирования и генеральным конструктором.

«Летающее крыло»: мечты и реалии

В далеких сегодня 70-х годах прошлого века ЦАГИ прорабатывал самолет «Летающее крыло», напоминающий в какой-то степени вариант эллиптической формы. Видный ученый — аэродинамик Леонид Михайлович Шкадов все агитировал меня делать такой самолет. Более того, не поверите, но о «летающем крыле» упоминали даже в 1948 году! Студенты прослышали и спрашивают Ильюшина: мол, какое его мнение. А Ильюшин и говорит: «Я думаю, что вам и даже вашим внукам хватит самолета обычной схемы».

Однако этим надо заниматься. Например, при конструировании любого самолета всегда важна проблема веса. Сегодня я, например, уже не вижу, за счет чего можно сэкономить.

Когда мы проектировали самолет Ил-114, который должен был прийти на замену Ан-24, то, естественно, также стремились сделать его легче. А потому построили отсек фюзеляжа целиком из композитных материалов. Но дальше работа не была востребована. В Хотьково до сих пор стоит тот самый композитный отсек. Причем американцы, прежде чем делать самолет Боинг-787 «Дримлайнер», вокруг этого отсека проложили тропинку: изучали опыт.

Они, американцы, прежде чем применять такие материалы, сначала научились их ремонтировать. В «Дримлайнере» их доля превышает 50 процентов. Создаваемый сейчас российский самолет МС-21 тоже будет почти на сорок процентов состоять из композитов.

О гибридном самолете

Американцы доказали: гибрид самолета и вертолета, это не сказка. Как самолет, он имеет крылья. Но на концах этих крыльев расположены два турбовинтовых двигателя с большими пропеллерами — два вращающихся винта, как у вертолета. Пока широкого применения эти летательные аппараты не получили. однако, конструкторскую мысль остановить невозможно.

Самолеты будущего

Любопытные эскизные проекты самолетов будущего у которых прозрачный потолок фюзеляжа, чтобы пассажир мог любоваться небом, всякие другие новшества, были продемонстирированы на авиасалоне в Фарнборо. Корреспондент «РГ» поинтересовался: как вы относитесь к этому?

Новожилов ответил, что вполне может быть, что и появятся такие самолеты. . Если пластики пошли в ход, то, наверное, можно придумать такой, который по прочности обеспечит несущие способности обшивки. А если этот пластик будет еще и прозрачным, то делайте хоть весь фюзеляж таким. По убеждению Генриха васильевича, интерьер для пассажира играет большую роль. К примеру ни один широкофюзеляжный самолет мира не имеет такого интерьера как у Ил – 86. . На этом самолете снята центральная полка в салоне, и поэтому там образовалось значительное пространство. «Легко дышать, простор. К слову, когда мы запустили самолет Ил-62, мне один из секретарей обкома вдруг заявляет: «Слушай, на Ил-62 хорошо летать, но на Ту-114 было намного лучше». «Почему?» — спрашиваю. «Так на Ту-114 были спальные купе». Так что интерьер для пассажира — это не только элемент дизайна. Это одно из условий комфорта» — сказал Новожилов.

Ту-144 и «Конкорд» эксперимент провалился?

Нет. «Конкорд» вполне успешно эксплуатировался. Ту-144 тоже некоторое время возил пассажиров из Москвы в Алма-Ату. К сожалению, он «не дотянул» по дальности. Если бы летал, как планировалось, в Хабаровск, то, может, и сегодня бы летал. Стоит напомнить, что фирма «Боинг» работала над сверхзвуковым самолетом. Новожилов видел его макет. Но достаточно быстро американцы поняли, что из этого дела ничего хорошего не будет. И отказались, стали заниматься Боингом-747, самым большим и успешным самолетом, который взлетел в 1969 году и модификации которого до сих пор находятся в серийном производстве.

Но Генрих Васильевич абсолютно уверен: на сверхзвуковых точку ставить рано. Во всяком случае, сверхзвуковой бизнес-самолет обязательно появится. Ближе всех к его созданию был знаменитый авиаконструктор Михаил Петрович Симонов. Новожилов не раз общался с бизнесменами из США Они четко заявляли: «Если бы такой самолет появился, господин Новожилов, то, как бы дорого он ни стоил, его бы у вас мгновенно купили». Скорость, высота и дальность — три фактора, которые актуальны всегда.

Особый статус КБ Ильюшина

На самолетах КБ Ильюшина всегда летали члены правительства и это наша гордость – рассказал Новожилов. Хрущев особо любил Ил-18 – Брежнев – Ил -62. У каждого из них имелись личные предпочтения в интерьере пассажирских салонов. К примеру, Никите Сергеевичу на Ил-18 нравилась карельская береза и зеленая обивка, а Леонид Ильич на Ил-62 ценил полированный орех и обивку цвета хаки. В настоящее время в президентском авиаподразделении ему на смену пришли Ил-96-300. А всего их сделано около тридцати. Это, конечно, небольшое количество. Запрос гораздо выше.

Честный ответ на грустный вопрос

На вопрос журналиста: Машины с маркой «Ил» занимали важнейшее место в парке российской гражданской авиации, а почему их так мало изготовили? Новожилов ответил предельно подробно.

По его словам, самолет живет и развивается, когда находится в серийном производстве. «Ни «Боинг», ни «Эрбас» не бросили свои Б-747, Б-737 и семейство А-300 — они их совершенствовали. Если проанализировать опыт нашего КБ, то видно, что через каждые 5-8 лет делался новый самолет или его модификация. А застряли мы как раз на Ил-96-300: его создание совпало с одним из самых трудных периодов в истории нашего авиапрома. К сожалению, оказался невостребованным построенный для «Аэрофлота» российско-американский самолет с западными двигателями и авионикой.

Он взлетел в 1993 году и впервые в истории получил сертификат типа Федеральной авиационной администрации США (FAA) в 1999 году.

Нужны самолеты всех типов

Генрих Васильевич рассказал, что всегда был уверен: Россия может и должна делать самолеты всех типов. Талантливый израильский авиаконструктор Эл Швиммер, создавший авиакосмическую промышленность своей страны ему говорил: «Генри, если вы сами у себя не будете эксплуатировать самолеты, поверьте мне, их никто у вас не купит. Поэтому забота о внутреннем рынке, я считаю, это первостепенная задача. Хотя мне могут возразить: господин Новожилов, это требует больших средств. Но это требует не только больших средств, но и серьезных рассуждений: стоит или не стоит».

Расчеты и просчеты

В советские времена КБ Илюшина разработало масштабную программу развития «широкофюзеляжников», которая, увы, оказалась не реализованной. А если бы она не осталась лишь на бумаге, какие еще большие самолеты могли бы появиться в нашем авиапарке?. , двухпалубный Ил-96-550. Надо сказать, что пассажировместимость каждого следующего поколения Илов практически удваивалась. Так, Ил-14 брал на борт 40 пассажиров, Ил-18 — 75, Ил-62 — 180, Ил-86 — 350. . . А вот следующий самолет мог бы перевозить уже 550-600 пассажиров.

Под новую машину конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов спроектировал двигатель НК-93, который лет на двадцать опережал уровень развития мирового двигателестроения. В 2007-м на летающей лаборатории начались его испытания. Но из-за непонимания важности этой работы финансирование свернули. Испытания прекратили. Двигатель был снят. несмотря на то, что он вполне подходил и к самолету Ил-96-300.

У нас мог бы быть Ил-90-200 на 200 пассажиров, Ил-96МК — на 400, другие. Потеряно время. А техника, в том числе и двигатели НК-93 стареют, и российскую нишу широкофюзеляжных магистральных воздушных судов все активнее занимают те же «боинги» и «эрбасы». Кстати, мало утешительного и в сфере региональных самолетов. В частности, остался нереализованным Ил-114, есть проблемы с Ан-140, Ан-148, Ту-334 и другими «регионалами».

Недавно Владимир Путин осмотрел Ил-476. — модификацию самолета Ил-76 — первого, который был сконструирован под непосредственным руководством Генриха Новожилова

В интервью «РГ» Генрих Васильевич рассказал, что самолетом Ил-76 я сдавал экзамен на звание генконструктора. Всего было построено 950 этих машин. В настоящее время это кажется невероятным, , но когда-то на авиазаводе в Ташкенте делали 5-6 самолетов в месяц. В год 50-70 машин! Сегодня завод в глубоком кризисе. И самолет Ил-476 с новыми двигателями, практически без изменения аэродинамики, но с рядом доработок конструкции и систем будут серийно выпускать на ульяновском «Авиастаре».

На модификации заменили пилотажно-навигационной комплекс. Скажем, всю информацию для экипажа обеспечивают цветные дисплеи — кабина стала «стеклянной». Изменили конструкцию каркаса крыла, многочисленные прессованные панели изменили на длинномерную обшивку, убрали поперечный стык. . . Еще полетаем! – на этой оптимистической ноте завершил разговор патриарх авиации Генрих Новожилов.