Почему авиасалон Фарнборо-2016 назвали «скромным»?
Шоу в лондонском пригороде Фарнборо носит в первую очередь коммерческий характер, но кроме этого привлекает и широкую публику, людям нравится смотреть на самолёты, и зрелище, следует отметить, действительно очень эстетично. В этом году российская авиация привезла на выставку продукцию исключительно мирного назначения, что контрастирует с экспозициями ряда других ведущих авиастроительных держав. Возможно, по этой причине авиасалон «Фарнборо-2016» уже назвали «тихим».
Влияние кризиса
Заявлено об участи более полутора тысяч профильных и смежных предприятий мировой авиастроительной отрасли экономики, а ожидаемое количество посетителей оценивается в сто тысяч. Тем не менее, эксперты не ожидают от международной выставки каких-то особых результатов, и уж тем более того, что она станет более эффективной, чем салон, проведенный в позапрошлом году, рекордный по общей сумме сделок (более $200 млрд. ) Мировой кризис сказался и на объемах авиаперевозок, и на возможностях производителей. Спрос на технику сокращается, ранее размещённые заказы порой отменяются, к тому же крупнейшие авиакомпании (Emirates, Qatar Airways и др. ), обеспечившие серьёзный рост сбыта в последнее десятилетие, как оказалось, увлеклись количеством приобретаемых самолетов и запаслись ими впрок. Тем не менее, главные соперники на рынке гражданской авиации, Airbus и Boeing, настроены оптимистично, и интригой салона стал вопрос, кто из них кого обойдёт по объемам заказов.
«Посейдон»
В первый же день работы авиасалона была заключена масштабная сделка между Министерством обороны Великобритании и фирмой «Боинг». Девять новейших морских разведчиков P-8A Poseidon (эксплуатируются ВМС США менее трёх лет) на общую сумму $3, 9 млрд. будут поставлены в ближайшее время, в течение 2017 года. Самолёт считается многоцелевым, он также может принимать участие в поисковых операциях, обеспечивать противолодочную оборону, осуществлять патрулирование и устанавливать акустические буи. «Посейдон» является адаптированной под военные нужды репликой пассажирского лайнера Boeing 737-800, и в его продаже ничего сенсационного нет, договорённость достигнута заранее, а в ходе выставки лишь была оформлена документально. Силуэт P-8A хорошо знаком российским лётчикам, неоднократно в последнее время встречавшимся с этим воздушным разведчиком над Балтикой.
Ожидаются и другие контракты между британским Министерством обороны и американскими авиастроительными фирмами, в частности, Королевские ВВС испытывают потребность в замене вертолётного парка.
С 1948 года проводится этот авиационный праздник, ставший уже одной из британских традиций. —
Lockheed Martin F-35 Этот самолёт, выполненный по технологии «Стеллс» и относящийся к пятому поколению, считается «гвоздём программы», хотя особых оснований для этого нет. Машина явно недоработана, обладает весьма скромными лётными характеристиками и не прошла должной обкатки в воинских частях, не говоря уже о реальном боевом применении, однако на ее доведение до нынешнего состояния потрачены огромные деньги, поэтому ее срочно нужно продавать, и в больших количествах. Традиционно стратегического союзника выручает Британия, обязавшаяся купить 24 истребителя «Лайтинг» F-35 в двух исполнениях, для морского (для авианосцев ВМС) и наземного базирования (для ВВС). Самолёт крайне дорог, общая сумма контракта составляет $400-450 млрд. «Локхид-Мартин» надеется привлечь и других покупателей.
Китайский павильон По сравнению с прошлым салоном, а он проводится раз в два года, павильон КНР увеличен вдвое. Китайские производители вовремя уловили тенденцию роста спроса на узкофюзеляжные лайнеры и работают в этом направлении. Прошлой осенью произведена первая выкатка самолёта C919, предназначенного для заполнения свободного сегмента рынка техники, обеспечивающей среднемагистральные сообщения, на которые во всех странах мира приходится основной пассажиропоток. До сих пор Китай не входил в число ведущих авиастроительных держав, но государственные и частные инвестиции, вложенные в эту стратегическую отрасль, возможно, поспособствуют изменению положения.
«Боинг» и «Эрйрбас»
В Фарнборо публично продемонстрирована новая машина концерна Boeing — лайнер 737 Max, относящийся к четвертому поколению 737-й модельной линейки. Самолёт ещё не запущен в серийное производство, но начало его массовых поставок планируется уже в следующем году. Ничего революционного не представил европейский «Эйрбас», в настоящее время портфель заказов расписан на несколько лет вперёд, поэтому особого стимула для разработки новых самолётов нет, а все усилия направлены на выполнение уже предоплаченных единиц. Этим пользуются конкуренты, старающиеся отхватить свою часть рынка, среди них фирмы из Бразилии (Embraer) и Канады (Bombardier), и это им отчасти удаётся. Авиакомпании Air Baltic и Swiss уже заказали «Бомбарлиры» серии «С».
Чем обусловлена «гражданская позиция» России
Военные самолеты российского производства на «Фарнборо» в этом году не представлены, и дело не только в неприятном осадке, оставшемся после инцидента 2014 года, когда членам делегации РФ не выдали визы в связи с украинскими событиями. Просто вести технику оборонного назначения в Британию и тратиться на её рекламу нет нужды. Самолёты Су-32, Су-35, вертолёты Ка-52, Ми-28 и другие образцы и так прекрасно покупают Алжир, Индия, Пакистан, Вьетнам, Индонезия, Сирия, Египет и ещё несколько стран, обеспечивая многомиллиардные заказы. Таким образом, российская военная техника сама себе создаёт рекламу, особенно учитывая её практическое применение над территорией САР. Поэтому можно сосредоточить усилия на продвижении продукции гражданского назначения, которая тоже заслуживает внимания.
МС-21 и двигатели Superjet уже демонстрировался на «Фарнборо», однако во время прошлых салонов он комплектовался иностранными двигателями, теперь же пришло время показать свои, отечественные, представляющие собой отдельные экспонаты. Для рядового посетителя SaM146 или PD-14 выглядят не очень привлекательно на фоне сверкающих ярко раскрашенных лайнеров, однако они, безусловно, заслуживают самого пристального внимания специалистов. Эти мощные турбовентиляторные силовые агрегаты предназначены для самолётов нескольких типов, в том числе «Суперджета» и МС-21, они экономичны, развивают высокую тягу и вполне способны к завоеванию рынка, так как не уступают, а по многим показателям и превосходят зарубежные аналоги.
«Суперджет»
Что касается Sukhoi Superjet 100, то он прибыл в Фарнборо уже выкрашенным в ливрею авиакомпании CityJet, что с одной страны, экономно — до заказчика в Ирландии уже рукой подать, и незачем готовить какой-то специальный выставочный образец, а с другой же — это отличный рекламный ход. До 2019 года CityJet получит еще полтора десятка таких лайнеров, изготовленных в России, контракт уже подписан. Перспективной разработкой является также среднемагистральный МС-21 «Объединенной авиастроительной корпорации», его «в железе» в Фарнборо не привезли, только макет, испытания ещё не завершены, но с 2019 года начнётся серийное производство. Зато уже есть обучающий симулятор, так что «полетать» на МС-21 уже может каждый желающий.
Украинская экспозиция
Она скромна, продукция украинского авиапрома представлена только самолётом Ан-148, продемонстрировать который не удалось по причине скверной погоды. Вечером в день открытия шёл ливень, и поднимать тяжелую транспортную машину в воздух посчитали делом рискованным, полёт перенесли на вторник. Известно, что лопасти для Ан-148 будут изготавливаться в Великобритании, что обеспечит значительную экономию топлива. Специализированная фирма «согласилась» (по выражению президента ГП «Антонов» Александра Коцюбы) поставлять этот узел пропеллера. Также сообщено о наличии договорённости с Азербайджаном о продаже десятка единиц этой техники. Переговоры велись год, но предоплата за самолёты, по утверждению украинской стороны, уже перечислена.
— Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/news/economics/2016/7/12/6443