«Илья Муромец» – пионер русской авиации

14 января 3:27

Много славных страниц имеет история русской авиации. Одна из них по праву принадлежит созданному легендарным нашим соотечественником Игорем Ивановичем Сикорским биплану, тяжелому бомбардировщику, названному в честь былинного богатыря «Илья Муромец»

12 февраля 1914 года этот пионер русской авиации установил мировой рекорд высоты с полезной нагрузкой, подняв в воздух 16 человек на 2000 метров. Первый многомоторный тяжелый бомбардировщик был создан Сикорским в 1913 году на базе предыдущей его разработки – первого в мире четырехмоторного самолета «Грант Балтийский», или «Русский витязь». Получился более крупный самолет с крыльями большей площади, с четырьмя двигателями, установленными в ряд на нижнем крыле.

Новый аппарат имел летные данные, значительно превышающие своего предшественника. Конструкция самолета на годы опережала свое время, являясь революционной и стала образцом для всех последующих машин подобного класса. Впервые фюзеляж имел закрытую, комфортно оборудованную кабину. Первый его полет состоялся в январе 1914 года. А уже в июне «Илья Муромец» одолел маршрут Санкт – Петербург – Киев, после чего российская армия разместила заказ на поставку этого самолета. В итоге была создана эскадра воздушных кораблей, состоявшая из нескольких отрядов.

В первый бой «Илья Муромец» вступил 19 июля 1915 года. Самолет лейтенанта Башко отбился от трех «Бранденбургов», сбил один самолет неприятеля. Всего же муромцами было подбито не менее 12 самолетов противника. Самолеты «Илья Муромец» использовались в качестве дальних разведчиков, реже – бомбардировщиков.

Всего за время войны на русско-германском фронте действовало около 50 муромцев. Их экипажи совершили более 300 вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив 48 тонн бомб.

После Октябрьской революции и заключения Бресткого мира между Германией и Россией славная воздушная эскадра прекратила свое существование. Большинство ее самолетов досталось новообразованному украинскому государству. Из-за плохих условий хранения техника быстро пришла в негодность. А сам Сикорский, как известно, эммигрировал в США и стал выдающимся американским авиаконструктором. Существующая там и сегодня фирма Сикорского – ведущий производитель вертолетов. Но, по свидетельству очевидцев, до конца жизни Игорь Иванович оставался патриотом России.