Валерий Газзаев: «Нашему футболу необходимы КАРДИНАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ»

14 января 3:29

У блестящего в прошлом футболиста, заслуженного тренера России, обладателя Кубка УЕФА и многократного чемпиона нашей страны Валерия Газзаева свои выборы. Тоже буквально на носу, только футбольные. 24 сентября спортивная общественность должна назвать президента Российского футбольного союза и задать новый вектор развития. Поэтому пребывает нынче Валерий Георгиевич в жутком цейтноте, но наше 25-летнее знакомство не позволило ему отказать «ВРП» в эксклюзивном интервью.

— Валерий Георгиевич, что заставило Вас пойти на выборы президента РФС?

— Меня выдвинуло Объединение отечественных тренеров, а моя позиция в вопросах развития футбола полностью совпадает с видением тренерского сообщества. Поэтому и принял такое решение — с учетом ныне существующих проблем или, жестче говоря, глубочайшего кризиса, сложившегося после 2010 года. На чемпионате мира и двух чемпионатах Европы в роли статистов поприсутствовали, а результаты и качество игры все хуже. Нет никакой системной работы, никакого качественного сдвига за целых шесть лет, а совсем скоро у нас домашний чемпионат мира!

— Об отсутствии какой системной работы Вы говорите?

— В первую очередь, об отсутствии законов, которые бы стимулировали развитие футбола, как профессионального, так и любительского. Крайне неудовлетворительные результаты клубов в Лиге чемпионов и Лиге Европы, сборной в финальных турнирах – это ведь только верхушка айсберга. И юношеские, молодежные сборные, за исключением успехов при Колыванове и Хомухе, практически все провалили. То есть, резерв у нас тоже отсутствует. Вдумайтесь только: на Олимпийские игры мы не попадаем с 1988 года! Все это и называется система.

— С чем идете на выборы?

— Программа моя давно опубликована. Она создавалась на протяжении 12 месяцев совместно с такими консалтинговыми компаниями, как PriceWotterhaus, CMS. Были привлечены финансисты, аналитики, специалисты самого высокого уровня. В целом речь идет о тотальном реформировании российского футбола, начиная с детского и заканчивая спортом высших достижений. Наша основная задача — вовлечь в эту систему все регионы Российской Федерации.

— Есть ли такие проблемы, которые можно решить достаточно легко и быстро, с прицелом на 2018 год?

— Вообще, мы могли запустить программу еще в 2014 году, когда она прошла слушания в Государственной думе, Совете Федерации, Общественной палате, футбольном и журналистском сообществе. И внедрять ее нужно было именно тогда, не дожидаясь, пока жареный петух в одно место клюнет. Тогда бы на базе нашей платформы получили к чемпионату мира 64 молодых игрока достойного уровня. Омолодили бы весь наш футбол и имели уже 10-12 свежеиспеченных кандидатов в национальную сборную.

— Почему же эта программа не была своевременно реализована, при такой-то широкой поддержке?

— Везде она прошла на ура, но, увы, оказалась не нужна ни президенту РФС, ни министру спорта (речь об одном человеке – Виталии Мутко. – М. П. ). И мы оказались там, где оказались. 24 сентября еще раз постараюсь достучаться до футбольных людей.

— Тем не менее к 18-му году что-то можно успеть исправить, дабы достойно выглядеть на домашнем чемпионате мира?

— Если незамедлительно введем новое правило необходимости использования молодых футболистов, то даже за один сезон из талантливых юношей могут вырасти вполне боеспособные единицы. Почему они у нас не растут? Потому что лишены игровой практики. Им не дают раскрыться, отдавая предпочтение более опытным футболистам. В итоге получается, что и этого загубили, и тот ничего не сделал.

— За рубежом разве есть какие-то искусственные преференции для молодежи?

— Вы же знаете, что как только в Бразилии появляется талантливый парень, его сразу же ставят в состав. За счет игр он начинает набирать и становится звездой. Опытного же игрока продают дальше, в Европу. Вот такая схема должна быть и у нас. А то сколько уже потенциально сильных ребят загубили! Шейдаев из «Зенита» какие надежды после юношеского чемпионата Европы подавал, фактурный форвард Базелюк из ЦСКА… Но не растут ребята. Остановились. Все надо делать своевременно – не передержать молодого игрока, но и раньше времени не запустить его в мясорубку большого футбола.

— Какая модель, на Ваш взгляд, оптимальна для нашего клубного футбола?

— Только частная или частно-государственное партнерство. У нас не должно быть тотальной привязки к региональному бюджету, а именно таким образом существует подавляющее большинство российских клубов. Они же обязаны научиться зарабатывать деньги за счет развития футбольной индустрии. А этот бизнес у нас по-прежнему находится на нулевом уровне. И мы его должны поднимать всеми силами, дабы снять дополнительное финансовое бремя с регионов, которые ежегодно тратят сегодня на профессиональный футбол порядка 27 миллиардов. Это абсолютно недопустимо!

— Наш «Сатурн» сейчас стал не региональным даже, а муниципальным клубом. Для небольшого, пусть и футбольного города, тоже ведь вариант?

— Полагаю, это чисто социальный проект. Такая форма тоже может иметь право на существование. Но с развитием профессионального футбола она не имеет ничего общего. Если ставить перед клубом серьезные задачи, то лишь в рамках государственно-частного партнерства у клуба есть перспективы.

— Какие воспоминания остались у Вас от визитов в Раменское в бытность футбольным тренером?

— У Вас была прекрасная, мощная, мобильная команда. Клуб располагал всей необходимой футбольной инфраструктурой. Конечно, традиции нельзя терять.

Беседовал Михаил ПУКШАНСКИЙ
В Рабочий Полдень.