Леонид Александрович Китаев-Смык сделал доклад в Калуге от имени бывших и действующих сотрудников Лётно-исследовательского института, посвящённый участию медицинского отдела ЛИИ в подготовке первой группы советских космонавтов. . .
Сегодня Леонид Александрович Китаев-Смык сделал доклад в Калуге от имени бывших и действующих сотрудников Лётно-исследовательского института, посвящённый участию медицинского отдела ЛИИ в подготовке первой группы советских космонавтов и показал небольшой фильм про первый космический тренажёр, созданный в ЛИИ в 1960 году. Кому интересно вот его краткая аннотация:
ПОДГОТОВКА ПЕРВОЙ ГРУППЫ КОСМОНАВТОВ В ЛИИ
Л. А. Китаев-Смык, М. Ф. Леонова, В. Д. Мокеев, С. Н. Филипенков
В соответствии постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №22-10 от 05. 01. 1959 «Об усилении научно-исследовательских работ в области медико-биологического обеспечения космических полетов» в ЛИИ начались работы в области космической медицины, что потребовало создание отдела авиационной и космической медицины (ОАКМ), не секретное название — «Отдел 28». Начальник ЛИИ Н. С. Строев пригласил на работу кандидата медицинских наук из ленинградского института экспериментальной медицины Николая Николаевича Тимофеева; который стал начальником ОАКМ 5 августа 1959 г. Основными направлениями деятельности отдела стали психофизиологические исследования с участием добровольцев, из персонала ЛИИ, летчиков-испытателей и кандидатов в космонавты, прежде всего направленные на формирование интерьера кабины пилотируемого космического аппарата (ПКА), оптимизация информационно — управляющих панелей, испытание бортовых и индивидуальных систем обеспечения жизнедеятельности (СОЖ), средств противоперегрузочной защиты, высотного снаряжения, а также средств спасения летчика и космонавта.
В 1960 — 1961 годах сотрудники отдела 28 совместно со специалистами ОКБ-1, НИИ ПДС, машиностроительного завода «Звезда» и ГНИИИ АиКМ, провели на аэродроме ЛИИ важные комплексные физиолого-гигиенические испытания парашютных систем для приземления первых космонавтов; катапультируемого кресла и скафандра космонавта СК-1. В этих летных испытаниях участвовали выдающиеся парашютисты-испытатели ЛИИ Валерий Иванович Головин и Юрий Александрович Гарнаев, парашютист ГНИИ ВВС Петр Иванович Долгов и другие испытатели. Они катапультировались на наземном стенде ракетной дорожке ЛИИ, на Аэродинамическом стенде ЦАГИ и в реальном полете из специально оборудованной летающей лаборатории (ЛЛ) на основе бомбардировщика «Ил-28». На самолетах Ан-12, Ил-28 и вертолете Ми-4 проводились испытания носимого аварийного запаса и целого ряда средств спасения для космического корабля «Восток». На ЛЛ на основе самолётов Ил-28, Ту-16 и Ту-104 с участием добровльцев из сотрудников института и врачей ОАКМ проводились полёты по параболической траектории на кратковременную невесомость.
В физиологических испытаниях на данных ЛЛ производилась фото и киносъемка рабочих операций, а регистрация частоты пульса, дыхания и артериального давления выполнялась до катапультирования и сразу после приземления, наряду с измерением других вегетативных и биохимических показателей до их полной нормализации в течение первых 3-14 суток последействия в лабораториях отдела 28. Первыми научными сотрудниками обеспечивавшими медицинскую безопасность данных испытаний были шесть человек, а именно: Н. Н. Тимофеев, А. М. Клочков, А. Т. Зверев, Б. А. Нарцисов, В. С. Оганов, Л. А. Китаев-Смык.
Позднее, по заданию С. П. Королева, с учетом результатов позднейших исследований в области нейрохимии и явлений медикаментозного гипобиоза, проведенных в соавторстве с академиком В. В. Париным в лабораториях ГНИИИ АКМ ВВС и в ИМБП МЗ СССР специально для аврийно-спасательного отсека межпланетного корабля, Н. Н. Тимофеев защитил докторскую диссертацию и издал монографии “Искусственный гипобиоз” и “Гипобиоз и криобиоз”. С апреля 1961 года ОАКМ возглавил кандидат (в последующем — доктор медицинских наук) Андрей Михайлович Клочков. В сборниках научных статей ими представлены результаты научных исследований, обобщившие изучение высотной, декомпрессионной и гравитационной устойчивости в полетах и на наземных стендах ЛИИ.
Сергей Филипенков.