Дед Путина кормил жену Ленина, мать Хрущева и лично тов. Сталина
«Если бы родной дед Владимира Путина (по отцовской линии) Спиридон Иванович Путин дожил до того дня, когда его внук Володя стал Президентом России, он был бы несказанно горд. Сам Спиридон всю жизнь трудился поваром и, хотя кормил не простых людей, а очень важные персоны, всегда мечтал о лучшей доле — и для себя, и для своих детей.
Владимир Путин в книге «От первого лица» про деда поведал немного. Рассказал только, что после первой мировой войны тот работал поваром в подмосковных Горках, где жил Ленин. Потом был переведен на одну из дач Сталина. А затем готовил обеды в доме отдыха Московского горкома партии в Ильинском.
Однако самого Ленина, как можно подумать по прочтении этих строк, дед Путина никогда не кормил. . .
Старший научный сотрудник Ленинских Горок Александра Калякина, к которой я обратилась с просьбой помочь найти хоть какие-то подробности этого любопытного факта, была очень удивлена.
— Я прошерстила весь ленинский архив и могу абсолютно точно утверждать, что в окружении вождя мирового пролетариата никогда не было повара с такой фамилией. Более того, обслуживали его только женщины. Поварихой, а по совместительству и домработницей в семье Ульяновых работала Шура Воробьева.
Давняя соседка родителей президента, жившая с ними когда-то в одной коммуналке, Надежда Булахова и вовсе направила меня по ложному следу. Ей почему-то запомнилось, что дед Путина работал поваром у Молотова, чего никогда не было. . .
Но президент ошибиться не мог. Спиридон Путин действительно кухарил в Горках. Только туда он попал уже после смерти Ленина. Это подтвердили все родственники президента, которых я попросила поделиться воспоминаниями.
— Однажды, до войны, мы с родителями приезжали в Горки. Спиридон Иванович жил там вместе с женой, работал в местном санатории. Столовая находилась в одноэтажном здании с верандой рядом с главным домом, — сообщила двоюродная сестра Владимира Путина по материнской линии Любовь Ивановна Шеломова.
Санаторий в Горках был открыт еще в 1918 году. Приезжали туда в основном руководящие работники партии. По словам Александры Калякиной, «санаторских» особо не баловали. Вместо разносолов выдавали по утрам бутылку молока, несколько яиц, полтора фунта хлеба и три раза в день ставили самовар для чая. При этом отдыхающие оплачивали прислугу из своего кармана.
Зато место там было поистине райским. Кроме роскошной природы и великолепного дома, в бывшей усадьбе вдовы Саввы Морозова Зинаиды Григорьевны имелись электрическое освещение, центральное отопление, канализация, телефон, конюшня, ферма. Рассказывают, что когда Надежда Крупская увидела все эти богатства, то долго не могла оправиться от шока.
Как именно попал сюда дед нынешнего президента, к сожалению, уже никто не помнит.
Тем более что переезжал он в своей жизни не раз и не два. Колесить начал еще мальчишкой, когда подался из родной деревни Пименово Калининской области на заработки в город.
— По словам бабушки, у деда были родственники в поварах. Чуть ли не династия. На повара он пошел учиться в 15 лет, для чего специально приехал в Санкт-Петербург, — рассказал мне двоюродный брат президента Евгений Михайлович Путин.
По его словам, азы кулинарного мастерства дед президента постигал 5 лет. Работал в шикарных питерских ресторанах. Одно время жил в Вильнюсе. А уже будучи в Горках, находился там на особом положении. Ему доверяли готовить для ленинской семьи. Жену Ленина Надежду Константиновну Крупскую и его сестру Марью Ильиничну Путин кормил до самой их смерти. Брат Ленина Дмитрий Ильич Ульянов тоже питался у него.
— До войны я каждое лето гостил у деда, а затем, когда на фронте погиб отец, можно сказать, воспитывался у него. Никогда не видел деда пьяным. Правда, он очень много курил. А еще был страстным рыбаком и читал запоем.
В конце 30-х в Горках решили сделать ленинский музей, санаторий закрыли, а всех сотрудников перевели кого куда. Путин попал в дом отдыха в Ильинском. Там ему приходилось потчевать министра культуры Фурцеву, первых секретарей Московского горкома партии Гришина и Капитонова, Хрущева и даже его мать. Во время войны Спиридон Путин трудился в Огореве на даче у председателя Совинформбюро Щербакова. А вот на даче Сталина никогда не работал, хотя самого Иосифа Виссарионовича пару раз все же накормил.
— Сталин приезжал инкогнито в Горки, и отцу приходилось готовить для него, — вспоминает Александр Спиридонович Путин, — про эти визиты он ничего не рассказывал, заметил однажды только то, что Сталин требовательный, но справедливый. Отец вообще не любил разглагольствовать. А больше всех ценил Ульяновых. Сколько, говорил, через мои руки прошло людей, но лучше Ульяновых не было.
Чем их всех кормил? В зависимости от того, какое меню заказывалось. Готовить умел все! Обучался все-таки при царизме, когда ресторанное дело процветало. Он был специалистом широкого профиля, особенно любил готовить мясо и рыбу, но фирменного блюда у него не было. Им всегда все были довольны. До 72 лет приглашали на банкеты. А отец возмущался, когда ему определяли норму продуктов. Какая у повара может быть норма, он сам должен знать, сколько чего куда положить!
По словам Александра Спиридоновича, его отец был очень принципиальным и честным человеком. Если что не так, тут же скидывал фартук и уходил от плиты. За ним бежали, уговаривали вернуться.
У него хранились ключи от погреба с коньяками и закусками. Но он ни разу ничего не притащил с работы домой.
— Даже бутерброд. Не положено. Жил очень скромно. В двух маленьких комнатушках. Выйдя на пенсию, получал 120 рублей и ничего не просил. Бесподобный был старичок. Сейчас таких людей мало.
А вот дома Спиридон Путин готовил редко. Даже когда приезжали гости, угощал каким-нибудь одним блюдом. Дружную семью Путиных, в которой было шестеро детей (четверо сыновей и две дочери), кормила бабушка Ольга Ивановна. А дед изредка делился с домочадцами секретами своего мастерства: как уху варить, когда мясо в воду опускать, как тесто заводить. Но только для внутреннего пользования. Дело в том, что своей поварской работой Спиридон Путин был недоволен. Считал ее неблагодарной.
— Что у меня за специальность такая? Приготовишь, все сожрут, выражался, бывало, отец, и памяти никакой не останется, — вспоминает Александр Спиридонович. — Сожалел, что не стал инженером или архитектором. Не хотел, чтобы дети пошли по его стопам. Очень любил читать. В Ильинском у начальника почты была богатая библиотека. Так он всю ее перечитал. Особенно любил книги про царскую фамилию. . .
Спиридон Путин умер в возрасте 86 лет в 1965 году. Его внуку Володе было тогда 12. Он успел побывать у деда в Ильинском.
А сегодня у Владимира Путина есть свои личные повара. Они по очереди сопровождают его в каждой поездке, будь-то за границу, будь-то по стране. По признанию одного из них, убедительно просившего не называть его имени, президент в еде неприхотлив. Из мясного предпочитает баранину. На обед ему обязательно готовят какой-нибудь супчик. Кухни, на которых готовится еда для президента, так же, как и все продукты, обязательно проверяют. Иногда за границей по соображениям гигиены президентским поварам приходится «колдовать» в российских посольствах. Так было, например, во время визита в Индию. В странах, где местная кухня не привычна для европейского желудка, даже на официальных приемах Владимиру Путину рекомендуют вообще ничего не есть. Чтобы не было проблем с пищеварением.
Любимое блюдо Сталина — «Арагви» (кстати, название и рецепт Великий кормчий придумал сам)
Готовится «Арагви» в большом котле. Дно выкладывают тонко нарезанными кусками нежирного бараньего мяса, затем чистят картофель, режут крупными кубиками или долькам; репчатый лук шинкуют; баклажаны следует разрезать вдоль, залить кипятком, поместить под гнет и выдержать 30 минут, затем нафаршировать курдючным (из задней части барана) салом, смешанным с перцем и рубленой зеленью. Все приготовленные овощи смешиваются в котле. По вкусу добавить тертый чеснок, перец, соль и лавровый лист. Сверху положить очищенные от кожицы помидоры. Довести до кипения. Приблизительно через 1, 5 часа блюдо будет готово. На стол подавать в горячем виде, предварительно посыпать кинзой. «