К новому прочтению Октября. Грядущее столетие Октябрьской революции — отменный повод для разговора о нашем прошлом. Почему состоялся советский проект? Каковы его истоки?
В 2017 году — столетняя годовщина кардинального поворота, произошедшего в жизни нашей страны. Он стал точкой отсчета для десятилетий, вместивших в себя грандиозные события, которые неизменно приковывали к себе внимание всего мира. Грядущее столетие Октябрьской революции — отменный повод для разговора о нашем прошлом. Причем речь не о повторении тех или иных оценок, а о поисках новых смыслов. Почему состоялся советский проект? Каковы его истоки? — эти вопросы по большему счету не столько историчны, сколько злободневны. Последнюю четверть века все связанное с СССР изображалось в черном свете — противоестественным, чуждым.
Но подобные трактовки имеют все меньше и меньше сторонников. 1990-е годы лишили подавляющую часть россиян не только достойного настоящего, но и будущего. Отныне их участь — оплачивать коррупционный разгул бенефициаров распада. Ностальгия по ушедшей эпохе — не каприз или признак слабоумия, а закономерная, выстраданная реакция на происходящее. В тоже время большинство российских элит — за сохранение нынешнего статус-кво. Потому и не стихает песнь о патологии советского проекта с его коммунистическим интернационалом и сопутствующими ужасами.
Конечно, воспроизведение СССР в том виде как это было, — неосуществимо, канувшие в лету конструкции непригодны. Но здесь надо понять важную вещь: сердцевина советского проекта не «интернациональные дали», а народ, впервые в истории завоевавший право строить государство в соответствии со своими представлениями о должном.
Вышедшие на авансцену низы, содержавшие царский прогнивший истеблишмент, наотрез отвергали как богатство, так и бедность. Очевидно, это не прагматика, когда ради собственного успеха без угрызений совести можно пустить по миру многих, а нечто другое, не допускающее персонального благополучия при бедственном положении большинства. Не социальный эгоизм правящих классов, а свое понимание справедливости издавна определяло народный опыт. Он освящался подлинной верой, о которой имели смутное понятие деятели типа К. П. Победоносцева и М. Н. Каткова. Эта вера противопоказана общественному устройству, оправдывающему процветание отдельных лиц или семей. Бьющая из народных глубин, именно она превратилась в ведущую ось государственной идеологии. Истории было угодно, чтобы вековые чаяния людей претворились в Cоветах.
Сейчас нам, как никогда, требуется не очередная имитация западных практик или возрождение СССР со всеми ошибками и нелепостями, а реинкарнация выстраданной нашим народом той спасительной веры. Альфа и омега российской национальной идеи, поиски коей давно и безрезультатно ведутся, состоит именно в этом и ни в чем другом! Она не из области экономической целесообразности или отвлеченной философии. Тот же Советский Союз закончился не в 1991 году, а уже в конце 1970-х: еще неочевидному тогда краху предшествовала утрата веры в то, что составляло идеалы нескольких поколений. И сегодня вожделенный модернизационный рывок — иллюзия. Причина тому не качество внешнеторговых и отраслевых балансов, а отторжение населением всего, что исходит от чиновничье-бизнесового слоя и его обслуги. Так называемой элиты, поднявшейся на разворовывании страны.
Какая из ее группировок в данный момент на коне — несущественно, чьи знамена больше в чести — безразлично. Как мы убеждаемся, между ними идет не борьба за слом ненавистной людям системы, а все та же грызня за собственные закрома. А потому либеральные рецепты и патриотические заклинания — это не «центр тяжести»: все гораздо глубже. Возвращение духовного подданства наших предков — вот целительный экстракт, способный принести оздоровление. Испробовав его, вся эта разношерстная публика отпрянет от России. Разговор не только о переформатировании экономики и ее субъектов, но и о кардинальных психологических сдвигах. Обладать богатством, роскошью — стыдно, в тоже время никто не должен ломать голову, как прокормить свою семью. Насколько же эти простые истины пока дики, чужды для постсоветской действительности в ее либеральном или же патриотическом облике.
Правда, в последние годы комфортный для элит климат явно начал портиться. Остается надеяться, что начавшиеся перемены приведут к ее трансформации, когда будет невыгодно выторговывать пропуск в западный мир. Придется распрощаться с финансово-воздушными построениями и опереться на Россию. Коренным образом обратиться к своей стране, к своему народу. Социальное самочувствие наемного работника более важный показатель, чем котировки фондовой биржи. А малое предпринимательство, дающее элементарную возможность выжить, актуальнее идиллий крупного бизнеса. В конце концов, надо вспомнить, что миллионы простых людей — такие же граждане России — заслужили право не прозябать в нищете в гораздо большей степени, чем избранные купаться в роскоши и деньгах, полученных весьма сомнительными путями.
Автор — Александр Пыжиков, доктор исторических наук, РАНХиГС
http://svpressa.ru/blogs/article/161081/