Что нового в Денисовой пещере. Неандертальцы-рыболовы. Древняя погремушка. Игла, яйцо и другие находки сибирских археологов

14 января 3:33

Игла, яйцо, погремушка и другие находки сибирских археологов

Археология никогда не была просто охотой за древностями: она гармонично объединяет множество научных дисциплин, позволяющих приоткрыть новые подробности прошлого. Полевой сезон 2016 года для сотрудников Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН был богат на разнообразные находки, многие из которых дадут почву для исследований на десятки лет вперед.

Что нового в Денисовой пещере

В 2016 году продолжались работы в главном «Эльдорадо» сибирской археологии — Денисовой пещере в долине реки Ануй на северо-западе Алтая. В этом уникальном памятнике можно проследить непрерывную цепочку развития культуры, начавшуюся 280 тысяч лет назад и завершившуюся в Средние века. Несколько лет назад здесь была найдена фаланга пальца девочки. При помощи анализа ДНК, извлеченного из нее, стало понятно, что в пещере обитали представители альтернативной ветви развития человека, названные денисовцами, или денисовским человеком.

В полевом сезоне 2016 года в ходе работ в центральной галерее пещеры археологи нашли различные украшения, миниатюрное колечко и иглу. Кольцо сделано из импортного материала — скорлупы яиц страуса — который мог быть доставлен, скорее всего, из Монголии или окрестностей Байкала. Эта находка подтверждает высокий уровень развития обитателей пещеры, которые обменивались товарами на большой территории.

Самая яркая находка сезона — костяная игла с круглым отверстием для нити. Ее точная датировка пока уточняется, но ученые уже называют ее самым древним орудием подобного рода и оценивают ее возраст примерно в 50 тысяч лет. Своим существованием в пещере она подтверждает, что денисовцы того времени уже обрабатывали кожу и изготавливали одежду. Размер находки — 6, 7 см, что делает ее самым крупным инструментом подобного рода из найденных. Скорее всего, сделана она из кости большой птицы. Находка ставит под сомнение сложившийся взгляд на время появления швейного ремесла. Ранее считалось, что оно зародилось на территории Франции 40 тысяч лет назад, но открытие российских ученых может изменить привычное представление. Игла, по мнению исследователей, говорит о том, что культура древних обитателей Денисовой пещеры находилась на достаточно высоком уровне развития и не уступала культуре Homo sapiens, а на Алтае проходило становление культуры человека современного физического облика.

Неандертальцы-рыболовы

Археологи сделали интересные открытия при раскопках Чагырской пещеры в Краснощековском районе Алтая. Здесь нашли останки нескольких особей неандертальцев, в том числе детей, каменные орудия и множество других артефактов. Особенно интересны костяные орудия, например, ретушер (инструмент для обработки каменных орудий техникой ретуши), сделанный из кости бизона. Это первый инструмент такого рода, найденный на Алтае. Ученые считают, что неандертальцы обрабатывали не только камень, как считалось ранее, но и кость, что говорит об более высоком уровне их развития. Кроме того, сибирские ученые пришли к выводу, что неандертальцы Чагырской пещеры могли питаться рыбой, то есть, умели приспосабливаться к разным экосистемам.

Древняя погремушка

В 2016 году продолжились раскопки древнего поселения в Венгеровском районе Новосибирской области, в Барабинской степи. Ранее этот памятник расценивался как могильник, однако в конце предыдущего полевого сезона археологи нашли в нем остатки неолитического жилища. В 2016 году там обнаружили второе жилище с очагом, следами хозяйственной деятельности и необычной для Сибири керамикой. Хотя датировка еще не окончательная, специалисты относят жилище к рубежу восьмого и седьмого тысячелетия до н. э. К самым интересным открытиям в этом районе относят уникальную находку для андроновской культуры — литую бронзовую фигурку птицы с отверстием на спине, предназначенную, возможно, для ритуальных благовоний. Вторая анималистическая находка, на этот раз уже относящаяся ко кротовской культуре, — погремушка, стилизованная под головку медведя. Она относится к концу третьего тысячелетия до нашей эры, однако дошла до нас в отличной форме — до сих пор звенит.

Больше фото и видео: http://reactor. space/digest/siberianarcheology/