Конструкторы и капитаны первого атомного ледокола

14 января 3:33

Так случилось, что первое использование атомной энергии оказалось военным. Это касается не только атомной бомбы — первая ядерная двигательная установка тоже имела военное применение. 17 января 1955 года экипаж американской атомной подлодки Nautilus отправил историческое сообщение: Underway on nuclear power («Идем на ядерной энергии»). Советский Союз, впрочем, не сильно отставал. И, что отрадно, практически одновременно с первой советской атомной подводной лодкой К-3 «Комсомолец» на воду было спущено первое надводное и первое мирное судно с ядерным реактором – атомный ледокол «Ленин».

Ни один ледокол на дизельных или газотурбинных двигательных установках не может бесперебойно работать дольше полутора месяцев: топлива не хватит. Поэтому уже в начале 1950-х годов стал вопрос о том, чтобы создать ледокол на «ядерном ходу».

Научным руководителем проекта стал великий Анатолий Александров – будущий «атомный» президент АН СССР (он же руководил и проектом «Комсомольца»). Реактор поручили разработать КБ Игоря Африкантова.

Василий Неганов, главный конструктор ледокола «Ленин», прошел непростой путь – от артели, в которой он разгружал баржи, до конструктора океанских лесовозов, в Великую отечественную принимал суда, поступавшие по ленд-лизу, конструировал ледоколы (правда, портовые).

Совместный интенсивный труд конструкторов дал свои плоды. 5 декабря 1955 года атомный ледокол спустили на воду. Это не означает, что корабль мог сразу же отправляться на борьбу с торосами. Предстояла длительная достройка.

На ледоколе установили три ядерных реактора. Первыми детищами Африкантова стали реакторы ОК-150, водно-водяные реакторы, в которых замедление нейтронов происходило перегретой водой под давлением. В каждый из реакторов загружалось где-то по 80 килограммов обогащенного диоксида урана, и каждый выдавал по 90 мегаватт энергии.

По сути, ядерный реактор – это всего лишь кипятильник. Ядерный распад выделяет тепло, тепло нагревает воду, вода превращается в пар, пар вращает турбину, турбина вырабатывает электричество, которое питает электромоторы, которые вращают винты ледокола.

Вся эта цепочка заработала 6 августа 1959 года. 12 сентября ледокол отправился в ходовые испытания и с 1960 года начал работать в составе Мурманского морского пароходства. Хотя в русском языке слово «пароходство» стало анахронизмом — суда давно уже не ходят под паром, атомные ледоколы вернули истинное значения этого слова, ведь их гребные винты вращает именно пар.

Через семь лет на ледоколе заменили реакторы. Три ОК-150 заменили на два ОК-900, более мощных, но работавших на «чистом» уране.

Первый атомный ледокол проработал 30 лет сменив всего трех капитанов: Павла Пономарева (до 1961 года), Бориса Соколова (до 2001 года)… Тут читатель должен прервать автора и сказать: «Стоп, но ведь 1989 году ледокол прекратил работу!» Все так, но первый в мире атомный ледокол остается в составе флота, хоть и стоит на вечной стоянке. А раз так, у судна должен быть капитан. И сейчас, вот уже полтора десятилетия, капитан на ледоколе – Александр Баринов. А кроме этого, на ледоколе работает самый необычный центр популяризации науки в мире. Ну где еще увидишь информационный центр атомной отрасли на первом в мире атомном надводном судне?

http://reactor. space/heroes/iceicelenin/