Российский поэт Юрий Москаленко: «Лира бесценна во все времена». Беседа о высокой любви и остром дефиците взаимопонимания в современной семье. Суровый приговор? А еще про страсть и счастье. . .
Наша сегодняшняя жизнь чем-то напоминает мотоцикл, который идет на разгон. В глазах рябит, ветер свистит в ушах, сосредоточиться, осмотреться катастрофически не хватает времени. Трудно всем: и женщинам, и мужчинам, а особенно детям: они не всегда выдерживают такой темп, особенно, когда в школе огромные перегрузки, свободное время поглощают гаджеты и компьютер, а вечерами родители наседают с нравоучениями и контролем за выполнением домашнего задания.
Как в таких жестких условиях сделать так, чтобы радость семейного общения помогала справляться с трудностями, в ячейке общества царило взаимопонимание и гармония, а юное поколение воспитывалось добру, терпимости, состраданию? Чтобы уже сегодня закладывались основные черты будущей семейной жизни вашего ребенка и вам никогда не сказали в глаза, что вы плохая мать или никудышный отец?
Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с Юрием Москаленко, семейным психотерапевтом, членом Международной ассоциации писателей и публицистов (МАПП).
– Юрий Николаевич, чего, по-вашему, сегодня остро не хватает в современной семье?
– Наверное, наибольший дефицит – это отсутствие взаимопонимания, очень быстрое выгорание, опустошенность, и как результат – желание обвинить в семейных трудностях своего партнера. Это ведь проще простого – я стараюсь, рвусь из сухожилий, везу на себе не только ребенка, но и зачастую супруга или супругу. Той любви, которая когда-то объединила супругов, хватает на год, два, в лучшем случае, на пять-семь лет. А дальше в лучшем случае держит привычка.
– Не слишком ли суровый приговор? Почему так происходит?
– Дьявол, как говорится, кроется в мелочах. И их очень много. Например, сегодняшнее поколение молодых людей, а к ним я отношу тех, кто не разменял пятый десяток, фактически сплошь и рядом стоят на одной ноге, уставая при этом неимоверно. Вспомним, как образовывались семьи еще три-четыре десятка лет назад. Знакомство, ухаживание, перерастающее в дружбу, подготовка к семейной жизни и только потом свадебный марш Мендельсона.
Сейчас через ухаживание и дружбу перемахивают, как Гулливер через три ступеньки. Познакомились, посмотрели друг на друга, в лучшем случае полчасика, а руки уже трясутся и тянутся срывать с нового знакомого одежду. Как вы думаете, жизнь не отыгрывается потом за подобную суетливость?
На днях, я беседовал с голландскими специалистами, у них ведь вообще все запуталось основательно, вместо привычных нам двух полов, насчитывается, по крайней мере, шесть. Заговорили мы о теме, которая появилась задолго мечты о Perpetuum Mobile. Извечный вопрос: может ли быть платоническая дружба между мужчиной и женщиной?
– И как вы сами отвечаете на этот вопрос?
– Я объяснил голландским товарищам, что такое чувство существует и оно гораздо ценнее, чем состоявшийся интим. Потому что у него есть перспектива! Уверенность в том, что рассвет сменяет закат. Извините за прямоту, но от того, что мы потолкаемся друг в друге пять минут, по большому счету ничего не изменится, если, конечно, мы не коллекционируем сексуальные победы и поражения.
А какой смысл их коллекционировать? Рекорд мы все равно не побьем, он принадлежит людям, у которых снесло крышу, а размотать себя как клубок шерсти можно запросто. Ведь каждое новое проникновение другого мужчины во внутреннюю энергетику женщины, это, во-первых, энергетическая пробоина, а, во-вторых, взаимообмен информацией. А так как люди у нас сплошь и рядом больны и физически, и духовно, мы просто разделяем с ними все их проблемы: и со здоровьем, и с точки зрения моральной ущербности.
А оно нам надо? Ведь в обмен мы фактически ничего не получаем. Секс тогда идет на пользу здоровью, если им заниматься интенсивно в течение не менее получаса. Улитка может ползти весь день расстояние, которое человек преодолевает за один шаг.
Я сказал полчаса, но не упомянул о ряде обязательных условий. Во-первых, любовь и желание дать своему партнеру ту недостающую энергию, которую ему не хватает: мужчине — женскую, женщине – мужскую. Во-вторых, желание раствориться в своем любимом или любимой до атома, без остатка. У меня есть такие строчки:
Я бросила вызов судьбе,
Что мне не сулила достатка.
Хочу раствориться в тебе,
До атома, без остатка.
И, наконец, третье непременное условие – полное и непременное доверие своему партнеру. Это нужно не только для вас, но и для ваших будущих детей – ведь общее количество клеток, из которых может развиться малыш, у девочки заложены с рождения. А после 13-14 лет только уменьшаются. То есть будущие дети прекрасно чувствуют ту энергетику, с которой вы предаетесь страсти…
Далеко не секрет, что женщина может вступать в подобные отношения в силу трех причин: из жалости, в благодарность и по любви. И последний сегмент имеет свойство «ужиматься». Особенно если «приходит» после двух первых. Это как минус, помноженный на плюс, в результате дает минус.
– А как в таком случае помогает поэзия?
– Лира в любые времена была бесценным даром. Потому что помогает человеку не совершать ошибок. Почему многим нравятся сонеты Шекспира? Они концентрирует в себе жизненный опыт, позволяющий вам не оступиться. Это очень сложно в 14 строк уложить всю жизнь – линия за линией.
Однажды ко мне подошла женщина бальзаковского возраста и предложила посмотреть её поэму, размещенную на 55 страницах общей тетради. Я удивился: «Зачем так много?». Она пояснила: «Тут же целая жизнь! Разве можно уложить ее компактнее? Меня беременной бросил муж, нашел другую, я всю жизнь воспитывала ребенка, а спустя двадцать лет муж снова появился в моей жизни. Бросился к ногам, говорил, что сколько бы у него ни было женщин – я самая лучшая. Он был идиот, что ушел от меня. А сейчас он больной и никому не нужен. «Не прогоняй!» – взмолился муж. – Ухаживай за несчастным человеком!»
В общем, достаточно типичная ситуация. Мне, кажется, удалось «скомпоновать» ее в тех же 14 строках. Не Шекспир, конечно, но все же.
Видит бог – никому я не кланялась,
Когда ты вдруг ушёл, без следа….
Моя боль тихо в грусть переплавилась,
И чуть-чуть отступила беда…
Как я верила: все переменится!
Ты, заблудший, вернешься домой…
И в душе отбушует метелица,
Будут жить в ней любовь и покой…
Но тебя та разлука без жалости
Подстрелила, как селезня, влёт…
И остался очаг твой на старости,
Словно остов, вмороженный в лёд…
Пусть ушёл, но твой след на земле
Не увял, распустился во мне…
– Это стихотворение понравилось женщине?
– И не только ей. Я часто выступаю перед читательницами, и это стихотворение стараюсь всегда включать. Есть и другие – более «слезоточивые», если их так можно назвать. Как сказала мне одна москвичка совсем недавно – «Ваши стихи идут из глубины сердца». Вот почему они так востребованы не только в России и ближнем зарубежье, но и за океаном. Везде, где живут русские люди…
– А как быть с «мужскими» стихами? Они чем-то отличаются от «женских»?
– Наверное, только восприятием, ведь я стараюсь писать на стыке. Берусь за такие темы, которые одинаково трогают и мужчин, и женщин. Не так давно общался с одним из киевских ученых, своим бывшим однокашником. Он попросил выслать стихи из моего нового сборника. Я ему отправил вот эти, не подозревая чем закончится наш экскурс в лирику:
Не заводи молоденьких подруг
Из-за того, что с каждым днем старею…
Когда-то разомкнется жизни круг,
И удержать тебя я не сумею…
Они в тот миг вспорхнут, как мотыльки,
Тоской сжимая раненое сердце…
В душе оставят только угольки,
Которыми нам в стужу не согреться…
И поздно будет что-то говорить,
Как невозможно прошлое исправить…
Счастливых дней, увы, не повторить,
Коль их сумеешь быстро разбазарить…
И в этот миг, пока не пробил час,
Я верю, сможешь ты остановиться…
Любовь навеки не покинет нас,
И будет в небо рваться счастья птица…
Друг был поражен. Написал, только что у меня был знакомый преподаватель национальной академии, заслуженный художник Украины. Размазывал слезы по столу, увлекся молоденькой студенткой, на жену вообще не хочет смотреть. Трагедия? Несомненно. Два часа отпаивал его коньяком. А стихотворение подействовало лучше коньяка. Он вдруг осознал, что, уходя «вразнос» со студентками, он упустит главное – свою супругу, которая однажды может не выдержать этих издевательств. Эти студентки разлетятся, как мотыльки, оставив только выжженную душу.
Я всегда говорю, если два человека любят друг друга, в них формируются, образно говоря, дополнительные центры счастья. Где они располагаются: в сердце? В мозгу? Скорее всего в целостной системе имя которой – человек. Условно назовем их, извините за банальность, Рыбка и Котик.
Когда острый плуг судьбы разрезает былую их жизнь вдоль хребта, Рыбка и Котик остаются по разным сторонам борозды. Какое-то время им кажется, что вот-вот все образуется, что произошло чудовищное недоразумение. Но если рана «не срастается» очень быстро, то Рыбка и Котик берутся за руки и уходят в неведомую даль. Оставляя на земле разорванный кокон. Вот почему человеку, после трагического расставания с другим, порой очень сложно сразу же найти новую любовь. А те, кто находят сразу, могут себя не обманывать: не любили!
Они ушли, в неведомую даль,
Не попрощавшись, рано, на рассвете…
Оставив нам вселенскую печаль,
Воспоминанья об ушедшем лете…
Земля им показалась пустотой,
Безмолвной и щемяще одинокой…
Им улыбались месяц молодой
Да запоздалый Ангел синеокий.
И пенилось парное молоко
Под их почти незримыми шагами…
Им было невесомо и легко,
И безразлично, что же будет с нами…
– Юрий Николаевич, мы с вами можем разговаривать несколько часов. Но хочется подвести определенный итог. Вы считаете, в России может быть много поэтов? Есть несколько сайтов, на которых покоятся целые пласты творений и профессионалов, и любителей. Стоит ли писать так много? И что главное в стихах?
– Поэзия – это восхождение на Олимп. Эта лесенка, у которой тысячи ступенек. Внизу народу «погуще», чем выше в гору – поменьше. Это естественный процесс. Но писать нужно тогда, когда просто невозможно не писать. Но с учетом всех требований стихосложения. Условно говоря, представьте себе дерево, у которого должен быть корень, ствол, ветки, листья. Постарайтесь, чтобы ваше дерево было не ущербным. И еще одно непременное условие – в любом стихотворении должна проглядываться перспектива.
– Можно ли разбогатеть на поэзии?
– Вы хотите спросить, какой самый большой гонорар я получил за свои стихи? Охотно отвечу: в ноябре 2016 года на презентации литературного альманаха «Ступени» в Вильнюсе, мне совершенно неожиданно предложили выступить в роли чтеца. Причем декламировать пришлось стихотворения восьми поэтов, чье творчество вошло в сборник, и еще четырех, которые уже ушли из жизни, причем даже «переводных» литовских поэтов.
После окончания презентации ко мне подошла пожилая женщина, обняла и сказала: «Вы даже себе представить не можете, что сделали для русскоговорящих жителей Вильнюса. К нам чаще заглядывают российские деятели культуры в годах, они читают стихи очень тихо. А вы все сделали очень красиво. И мы поняли главное: Россию невозможно ни прожевать, ни проглотить, и не выплюнуть!»
Разве может быть, что-то дороже?!
Беседу вел Сергей Муравьев