«Ратник» всевидящий: что делает российский комплект боевой экипировки уникальным на поле боя
Российскую боевую экипировку «Ратник» уже называют «комплектом солдата будущего». Большой потенциал заложен в этом армейском снаряжении и с точки зрения современных средств навигации, связи, наблюдения, целеуказания. Что говорить, если в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, связанных с электронной начинкой «Ратника», были задействованы ведущие предприятия в сфере цифровых коммуникаций. В итоге в состав комплекта вошли не менее десятка подсистем, а сама экипировка получила модульную компоновку и возможность использования в любых условиях обстановки.
О том, кто «колдует» над электронными компонентами «Ратника», какие новации были применены при разработке этого комплекта и на что способен «солдат будущего», снаряженный элементами боевой экипировки, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
В режиме реального времени
Цифровая, электронная составляющая «Ратника» не то что бы тайна за семью печатями, но широкой публике пока не особо известна. В ее основе так называемый КРУС — комплекс разведки, управления и связи. По сути, это персональный компьютер, обеспечивающий и навигацию, и связь, и даже и передачу фото- и видео изображения в режиме реального времени. За транслирование информации отвечают индивидуальные экшн-камеры, а в обычных с виду армейских часах «Стрелец» кроется целый набор устройств, включающий в себя и навигатор, и детектор движения, и датчик жизнедеятельности. Ну и время показывает, куда уж без этого.
Информация о подразделении, каждый боец которого облачен в экипировку «Ратник», отображается на планшетном компьютере командира. Кроме того, отслеживать действия личного состава может оператор, находящийся в штабе. Стоит отметить, что испытания электронной начинки комплекта боевого снаряжения проходят в поле, в обстановке, приближенной к боевой. «Состязания» контролируют специалисты Главного управления развития информационных и телекоммуникационных технологий Минобороны России. По словам его представителя полковника Сергея Бабарыкина, работая в кабинете, «судьи» могут на электронной карте видеть местонахождение каждого военнослужащего, оценивать картину целиком, том числе – с беспилотных летательных аппаратов.
Электроника для поля боя
Минуло то время, когда управление подразделениями производилось по радиосвязи, или как в армии полководца Александра Суворова — через вестовых. Сегодня в основе всего – электроника, цифровые устройства. На исполнение команд уходят секунды. В реальном бою это дает невиданные преимущества.
При этом работу чуть ли не каждого конкретного военнослужащего может увидеть не только его командир, но и, скажем, министр обороны или даже Верховный Главнокомандующий ВС РФ. Индивидуальная камера четко фиксирует необходимые данные, картину же общего плана в режиме он-лайн выдают беспилотные летательные аппараты, в числе которых задействуются и квадрокоптеры, возможности которых в некоторых ситуациях незаменимы. Активно применяется и проверенный временем БПЛА «Орлан-10», состоящие на вооружении российской армии достаточно давно. Поднимаясь на высоту более километра, он почти беззвучно «нарезает» круги над полем боя, оставаясь недосягаемым для огня с земли. Кстати, установленная на беспилотниках аппаратура позволяет не только наблюдать за полем боя в режиме прямого эфира, но и позже осматривать отснятый материал. Это важно при организации боевой учебы военнослужащие.
Цифровые технологии приходят в сферу подготовки войск все активнее. К примеру, сегодня при проведении учений нет необходимости применять реальные боеприпасы: имитацию ведения огня обеспечивает оружие, оснащенное устройствами излучения импульсов. Эти импульсы улавливаются датчиками, установленными на обмундировании военнослужащих. В результате можно запросто определить количество попаданий в солдат «противника», а также степень их «поражения». При этом такое оружие идентично настоящему боевому, то есть во время занятия не создается иллюзии «игры в войнушку». У автомата Калашникова, используемого в таких тренировках, даже отстреливаются гильзы и звучат выстрелы. Есть и такая опция: автомат перестает «стрелять» в случае, если датчик определит, что солдат «убит». Оружие в этом случае блокируется.
40 секунд между жизнью и смертью
Возможности «электроники поля боя» становятся уникальными. К примеру, о полученном в бою ранении военнослужащий может доложить своему командиру нажатием всего одной кнопки на снаряжении. Если ранение тяжелое, солдат потерял сознание, то о его состоянии командира оповестят уже упомянутые часы «Стрелец» или специальный браслет, настроенный на подачу сигнала в случае, если человек не двигается более 40 секунд.
К слову, о раненых. Для их эвакуации, а точнее для указания места прибытия санитарного транспорта, задействуется спутниковая система ГЛОНАСС. Указанная точка оперативно отображается на электронной карте.
Цифровые элементы экипировки «Ратник» обучены помогать солдату в любом эпизоде боя. Взять опять же часы «Стрелец». Их датчик движения поможет распознать приближение разведки противника: если разместить часы у дороги, они определят появление вражеского патруля.
В разведке электронная начинка «Ратника» может обеспечить и такую востребованную функцию, как перевод документов, найденных при захваченном «языке». Передачу информации выполняет прибор ПДУ-4 — что-то вроде видеокамеры, способной к тому же еще и определять с помощью лазерного луча дальность до цели, ее точные координаты. Дальномер, бинокль, навигатор, фотоаппарат с видеокамерой, передатчик информации (причем, в зашифрованном виде) — и все это в одном устройстве.
Опережая время и расстояния
«Параллельная реальность» — так зачастую называют систему, позволяющую в трехмерном виде воссоздавать в обычном стрелковом тире различные условия местности. Пещера, каньон, горная дорога, городские кварталы — это может быть все, что угодно. Погружение в обстановку почти 100-процентное, такое не доступно даже владельцам навороченных компьютерных симуляторов. Как говорят военные, подобная техника позволяет не только организовать боевую подготовку подразделений, но и, скажем, провести тренировку спецподразделений перед штурмом объекта, захваченного террориста. Задачу легче выполнить, когда спецназовец знает территорию, понимает, откуда ему ждать нападения. Тренажер виртуальной реальности позволяет создать любой макет, отработать любой сценарий.
Важно отметить, что вся электронная начинка «Ратника», в том числе упомянутый выше КРУС, проходит испытания тяжелыми погодными и природными условиями. Холод, жара, дождь, снег. Заместитель директора компании «Радиоавионика» по программному обеспечению Сергей Попов отмечает, что за два года армию поступили больше 70 тысяч таких комплектов. Нареканий на их качество нет.
Сегодня испытания электронных систем «Ратника» проходят по схеме военных игр (одна из них как раз и стала темой очередного выпуска «Военной приемки»). По мнению военных, смысл таких занятий — отработать у личного состава нестандартный подход к принятию стандартных решений. Параллельно отрабатываются элементы управления, тестируется скорость передачи информации, в том числе в интересах Национального центра управления обороной. Сегодня уже есть мнение о целесообразности проведения тактических игр на значительном географическом удалении, когда вестись такая «война» будет на Камчатке, а управление осуществляться из Москвы. Благодаря современным электронным технологиям, которые активно заступают сегодня на «службу» в армию, такое уже возможно.
Автор: Дмитрий Сергеев
http://tvzvezda.ru/news/opk/content/201702050814-eda6. htm