Открыт секрет амузгинской стали
Всем известно, что сказки — это не просто интересные истории, которыми можно занять детишек, но и кладезь мудрости, сплетающей хитрый узор с историческими событиями и былинами. Самые сильные и смелые герои и могучие богатыри совершали свои подвиги с оружием, сделанным из особого металла. Что же это за металл такой? Большинство людей скажут – булат, дамасская сталь, широко известны клинки Златоустовского завода и т. д. Но думается, немногие слышали о амузгинской стали. А, между прочим, обладателями амузгинского оружия были Тамерлан, Александр I и Наполеон.
Сейчас высокогорное село Амузги, где ковали знаменитое оружие, заброшено, к нему ведет лишь узкая заброшенная тропинка. Когда-то эта тропинка была оживленной дорогой, по ней без конца шли нагруженные лошади, везли в Амузги железо, а обратно — сабельные и кинжальные клинки. В Кубачах эти клинки приобретали рукоятки, ножны, украшенные серебром, глубокой гравировкой, чернью, золотой насечкой, эмалью. Кавказу нужно было оружие, много оружия. Ведь каждый горец, какой бы национальности он ни был, имел несколько кинжалов и саблю. Оружие определяло лицо человека, его богатство, положение в обществе. Как ни красиво бывало оно украшено, все равно больше всего в нем ценился клинок, качество стали. А лучшей сталью Кавказа могла быть только амузгинская. Эти клинки шли и на внешний рынок, на Восток, в Европу, ими пользовалось русское дворянство. Со временем секрет легендарной стали был утерян, и казалось, навсегда канул в прошлое. Однако, как говориться — «Удивительное — рядом», пенсионер из Каспийска Гаджи Курбанкадиев разгадал секрет древних кузнецов. Эти вопросом Гаджи увлекся неожиданно для себя самого, до этого он работал фотографом. Однажды, в журнале «»Вокруг Света» он прочитал статью, в которой говорилось об исчезающем амузгинском ремесле. Неужели все это будет забыто и канет в Лету? Он подумал, что журнал попал ему в руки неслучайно, и стал кузнецом. К его решению возродить дело предков многие отнеслись весьма скептически, никто не воспринимал всерьез его эксперименты в кузнице. Четыре года он днем и ночью колдовал над металлом, пока не стал понимать его характер, на глаз не научился определять температуру в печи. Единственный человек, кто поверил, что у Гаджи все получится, была его жена Хадижат. И у него действительно все получилось. Настал день, когда только что сделанный клинок, словно сухую ветку рассек арматуру и остался цел, а когда Гаджи попробовал шаркнуть по лезвию напильником, у того моментально стерлись твердые грани.
Была произведена экспертная оценка клинков. Специальная комиссия, в состав которой вошли физики, историки, ювелиры, искусствоведы, исследовала его работу в лабораторных условиях три месяца, проводила анализы на молекулярном уровне, сравнивая клинки Гаджи с клинками из музейных коллекций. Исследования подтвердили, что клинки абсолютно идентичны старинным амузгинским работам. О чем ему и выдали соответствующий сертификат. Узнав об этом, иностранные бизнесмены предложили наладить массовое производство за границей — в Иране и Азербайджане, но мастер отказался.
http://www. tek-russia. com/news/article/4185/