Что удивило ученых: бозон Хиггса, «Вояджеры», сверхпроводники

14 января 3:34

Что удивило ученых: бозон Хиггса, «Вояджеры», сверхпроводники

Бозон Хиггса, гравитационные волны и полет к границам Солнечной системы — по просьбе «Страны Росатом» ученые и инженеры рассказали о том, какие научные открытия их удивили, восхитили и перевернули представления об устройстве мира.

Леонид Пономарев, главный эксперт ВНИИНМ:

— Для меня таким достижением стал полет «Вояджеров»: они были запущены в 1977 году, с тех пор передали информацию о Юпитере, Сатурне, Нептуне и их спутниках, уже 10 лет как вышли за границы Солнечной системы и до сих пор, в течение 40 лет, передают информацию о межзвездном пространстве — а сигнал оттуда идет более четырех часов! Это больше чем научное и техническое достижение — «Вояджеры» меняют сознание человека, как в свое время кругосветное путешествие Магеллана.

Виктор Панцырный, директор по развитию «Русский сверхпроводник»:

— Прорывных достижений в физике, на мой взгляд, не было с 2012 года, когда открыли бозон Хиггса. Важные прикладные исследования, конечно, проводятся, но ничего принципиально нового мы не создали и не открыли. ЦЕРН разрабатывает проект мирового значения — более мощный, чем БАК, ускоритель Future Circular Collider. Энергия FCC достигнет 100 ТэВ, тогда как у БАКа — 16 ТэВ. Думаю, благодаря экспериментам на этом коллайдере Стандартная модель мира будет изменена, мы получим новые сведения о происхождении Вселенной, откроем новые возможности получения энергии. Но прорыва не стоит ждать раньше 2035 года.

Леонид Фишер, директор НПО «СОТ», НИИТФА:

— Первое, что заслуживает внимания, — доказательство существования гравитационных волн. Это наблюдение стало очень ярким подтверждением общей теории относительности Эйнштейна. Второе — синтез металлического водорода. Ученые предполагают, что он будет сверхпроводником, который выдержит более высокую температуру, чем современные. И наконец, ученые синтезировали двумерный кристалл бора — борофен, подобный графену по структуре, обладающий высокой прочностью, проводимостью и другими уникальными свойствами, которые могут пригодиться при создании наноэлектронных устройств и фотоэлементов.

Алексей Дуб, первый заместитель генерального директора, АО «Наука и инновации»:

— Мне кажется очень важным материал в журнале Scientific Reports. Наши ученые — часть из них работает в МФТИ, часть в РАН, часть в Америке — пишут, что второй закон термодинамики может локально нарушаться в квантовом мире. Закон гласит, что энтропия в замкнутом пространстве без подвода энергии может только расти, но авторы полагают, что при переходе к квантовым системам она может и уменьшаться за счет взаимодействия частиц по квантовым механизмам. Авторы статьи считают, что в течение двух-трех лет получат экспериментальные доказательства возможности за счет организации взаимодействия магнитного поля со спинами частиц разного рода делить эти частицы по энергии — фактически реализуя демона Максвелла. Для нас, материаловедов, это очень важно. Если догадка ученых подтвердится, будут найдены новые принципы теплоотвода от технологических систем, что позволит конструировать изделия и создавать технологические процессы на совершенно других принципах.

http://reactor. space/heroes/wonderscience/