Золотой американец против русского гиганта: сравнение самых тяжелых вертолетов РФ и США

14 января 3:35

Американский военно-транспортный CH-53K King Stallion, который уже является самым дорогим вертолетом в мире, подорожал еще на 7%: стоимость машины приближается к цене истребителя пятого поколения F-35. Сайт телеканала «Звезда» сравнивает «золотой» американский вертолет с его российским собратом по классу Ми-26 и объясняет, почему самое дорогое оружие далеко не всегда самое лучшее.

Зачем нужны тяжеловесы?

Тяжелые военно-транспортные вертолеты созданы для максимально быстрой переброски на большое расстояние как можно большего числа солдат и техники. И если на «гражданке» можно было бы использовать вертолеты меньшего класса, то на войне об экономике речь не идет, важна только скорость. Кроме того, тяжелые вертолеты способны перевозить крупногабаритные грузы и решать другие спецзадачи, которые недоступны для средних винтокрылых машин. Это в том числе перевозка групногабаритной техники и грузов на внешней подвеске, эвакуация большого числа раненых с поля боя и другие задачи.

Краткая история

Производство Ми-26 началось в 1980-х годах в СССР, и с тех пор он остается самым грузоподъемным серийным вертолетом в мире. Всего за машиной числится 14 мировых рекордов и в отличие от американского собрата, она используется в том числе в гражданских целях: для перевозки крупногабаритных грузов, для тушения пожаров, монтажных работ и других задач.

CH-53K King Stallion (королевский жеребец) создается на замену Sikorsky CH-53E и совершил первый полет в 2015 году. Изначально программа начиналась как продление ресурса CH-53E, однако вскоре было решено создавать новую машину. По сравнению с предшественником, она получила новые лопасти из композиционных материалов, более мощные двигатели и более вместительную кабину.

Ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год, всего в войска планируется поставить порядка 200 машин. Использование этого вертолета в гражданских целях ввиду его огромной стоимости сомнительно.

Бой тяжеловесов

Сравнивать вертолеты США и России не вполне правомерно, потому что задачи у наших армий разные. Военные операции США за последние два десятилетия показали, что их основная задача — боевые действия за пределами страны. Российская армия в первую очередь «заточена» под оборону своих рубежей.

Именно для этого США и нужны тяжелые вертолеты, которые будут способны перебросить с кораблей сотни десантников в кратчайшие сроки. В России тяжелые транспортные вертолеты используются преимущественно на суше и нужны для быстрой перегруппировки войск. Это особенно важно, учитывая огромную территорию нашей страны.

Но сравнить эскспедиционные возможности машин все же можно, пусть и чисто теоретически. Предположим, что на равном удалении от точки «А», в точках «B» и «C» находятся группировки войск с вертолетами CH-53K King Stallion и Ми-26 соответственно. Кто сможет за одинаковый промежуток времени доставить в эту точку больше десантников и груза?

Максимальная полезная нагрузка CH-53K King Stallion составляет 15, 9 тонн, у Ми-26 — 20 тонн. Соответственно, американский вертолет способен взять на борт до 55 десантников, а Ми-26 — 70. В кабину CH-53K помещается один армейский внедорожник HMMWV весом 4672 кг, шириной 2100 мм и длиной 4600 мм. Ми-26 способен перевозить внутри кабины две такие машины. Более того, российский вертолет при необходимости внутри кабины способен перевозить и более тяжелую технику.

Конечно, гру можно перебрасывать и на внешней подвеске, однако этот процесс отнимает время, а машина на тросе за бортом снижает аэродинамическое качество и как следствие — скорость вертолета.

По скорости и радиусу действия с максимальной нагрузкой вертолеты практически равны. Максимальная скорость Ми-26 — 295 км/ч, CH-53K 315 км/ч, но полностью нагруженные вертолеты будут идти с крейсерской скоростью: 265 км/ч против 278 км/ч соответственно. Дальность полета Ми-26 с максимальной нагрузкой составляет 475 км, а боевой радиус американской машины — 204 км.

Простые арифметические расчеты отдают безоговорочную победу Ми-26: он доставит в точку «А» больше солдат, чем его американский конкурент и способен перебрасывать в нее же большее количество техники. Конечно, реалии боевых действий всегда вносят коррективы в теоретические расчеты, однако факт остается фактом: российская машина превосходит американскую почти по всем параметрам.

Ненужное оружие

Вертолет CH-53K King Stallion рассматривается только в качестве транспортно-грузового средства для ВВС США, однако на него установили три пулемета 12, 7 калибра, благодаря чему он может оказывать поддержку войск с воздуха. Для чего это было сделано, сказать трудно: судя по всему таково было пожелание военных.

На Ми-26 вооружения нет, но его отсутствие связано не с тем, что его невозможно установить. Опыт применения вертолета показал, что оно не нужно, при этом установка трех пулеметов требует еще трех членов экипажа, а значит, снижает полезную нагрузку.

В чем сила, брат?

Американская военная техника почти всегда стоит безумных денег, но цена CH-53K King Stallion находится за гранью добра и зла: себестоимость $87. 1 млн, а с учетом стоимости разработки — $131 млн. Это больше цены единственного в мире серийного конвертоплана Bell V-22 Osprey ($115, 5 млн, а по некоторым данным — $70 млн), о дороговизне которого говорят уже несколько лет. Стоимость одного Ми-26 составляет по состоянию на 2011 год в зависимости от комплектации от $20 до $25 млн, причем этот ценник взят из зарубежных контрактов, а значит, для российской армии он может стоить и дешевле.

То есть, по цене одного американского вертолета можно купить пять российских, а на сдачу еще один учебно-боевой самолет Як-130.
О причинах, почему стоимость программы CH-53K King Stallion разрослась до космических масштабов, можно только гадать. Особенно странно это в свете того, что это хоть и глубокая, но все же модернизация СН-53Е, который стоил значительно дешевле. Судя по всему, причины в раздутом военном бюджете США и непомерных «аппетитах» разработчиков.

Но опыт его создания показал, что никакие деньги пока не позволяют американцам достигнуть уровня российских вертолетостроителей.

Автор: Кирилл Яблочкин

http://tvzvezda.ru/news/opk/content/201704301204-vnjw. htm