Украина: двойное дно Пенсионной реформы
Украинский парламент 3 октября сего года принял так называемую пенсионную реформу во втором чтении – законопроект № 6614. За эту сомнительную законодательную новацию проголосовали 288 депутатов при необходимых 226. Удивительное единодушие постоянно дерущихся между собой и ненавидящих друг друга народных избранников. Тут досужего наблюдателя обязательно должны терзать смутные и явные сомнения по поводу честности и бескорыстности оных деятелей.
Гражданам следует понимать, что проголосовавшие за фактический пенсионный геноцид особы – это именно те люди или представители тех политических сил, за которых голосовали избиратели на выборах, поверив лживым обещаниям радеть о благе народа. Неужели и на следующих выборах в Верховную Раду граждане не сделают адекватных выводов и вновь проголосуют за тех же персонажей. А ведь так и происходило до сих пор. От выборов до выборов – знакомые все лица, заполняющие парламентские хоромы.
Для виду депутаты между первым и вторым чтением законопроекта внесли в проект реформы 2 151 поправку. И в результате в законопроект было внесено около 400 изменений. Сделано это было нарочно, чтобы простые украинцы, сидящие у телевизоров и наблюдающие парламентские прения, узрели депутатскую заботу о народных нуждах, узрели принципиальность и радение слуг народа. Типично пропагандистский прием. Для реального обсуждения 2 151 поправки не хватило бы и года. Но процесс не затянулся. Покричали, повыступали. Тяп-ляп – и готово. Все давно уже было решено и обговорено. Шоу для наивного, все еще доверчивого электората.
Народный депутат Надежда Савченко, говоря о возможных парламентских выборах, высказала удивление по поводу красноречивой статистики. Более 40 % граждан желают досрочных выборов. И в то же время в фаворитах у избирателей все те же политические силы, все те же лица, которые ввергли страну в экономическую стагнацию, инфляцию, тарифный и пенсионный геноцид, в Донбасский вооруженный конфликт и прочие беды. Депутат права, зачем проводить досрочные выборы, если в парламент придут те же самые особы. Только вышли и тут же зашли.
Так что люди должны думать и знать своих «героев», за которых голосовать вновь самоубийственно.
Ну, так знайте, что за фактическую ликвидацию пенсионной системы проголосовали БПП – 122 из 138 депутатов, Народный Фронт – 75 из 81 депутата. В полном составе проголосовали Радикальная партия народного радетеля Олега Ляшка, группы Возрождение и Воля народа. Половину необходимых голосов дали Самопомощь и внефракционные депутаты.
Не голосовали за эту реформу Батькивщина и Оппозиционный блок. Но хитро не голосовали. Большая часть представителей этих фракций на важнейшее голосование просто не пришла. Явный, так называемый, «договорняк».
Премьер Владимир Гройсман обосновывал необходимость принятия нового пенсионного закона требованиями Международного Валютного Фонда. Но на самом деле МВФ требовал уменьшить дефицит Пенсионного Фонда Украины. А как его уменьшить при нынешнем и скорее всего плачевном в будущем… положении экономических дел. Эксперты прогнозируют в ближайшее время увеличение этого дефицита до 200 млрд. грн. Сейчас этот дефицит составляет 140 млрд. грн. Так что в результате реформирования мы имеем лишь кратковременную стабилизацию этого дефицита. А затем – в наших непрогнозируемых условиях явного разрушения экономики – резкий его рост.
Лидер Всеукраинского общественного движения «Украинский выбор – Право народа Виктор Медведчук высказался по этому поводу таким образом: «Обвалив национальную экономику, спровоцировав безработицу, «реформаторы» фактически обрекли на нищету украинских пенсионеров. Наполнять Пенсионный Фонд попросту некому: бизнес банкротится, крупные предприятия простаивают, многие трудоспособные украинцы, в том числе и высококвалифицированные специалисты, выезжают за рубеж». И с этой оценкой невозможно не согласиться.
Имеется еще одна существенная проблема. В пенсионном законе ничего внятно не изложено про второй уровень пенсионной системы – накопительный. То есть продекларированная и по сути важная часть реформы оказалась за бортом. Решение вопроса отложено на следующий год. Вы представляете себе, например, статью Уголовного Кодекса, где законодательно принята только преамбула, а формулировки диспозиции и санкции отложены лет на сто? Но в нашем парламентском театре абсурда возможно все, что угодно. Любой психоделический загиб.
Авторы реформы, кичась своим человеколюбием, хвастаются, что они не допустили повышения возраста выхода на пенсию. Похвально. Но вместо этого придумали изрядную гадость – пенсионный страховой стаж и его перманентное увеличение. До реформы он составлял 15 лет. С 1 января 2018 года будет составлять 25 лет. А с 2028 года 35 лет. То есть даже в случае, если гражданин умудрится дожить до 65-летнего возраста, но не будет иметь необходимого страхового стажа, он сможет рассчитывать только на получение социальной помощи, которая будет в два раза меньше минимальной пенсии. Разрешено покупать недостающие года страхового стажа. Но при общем обнищании это нереально. Но если у кандидата в пенсионеры имеются средства, было бы в высшей мере неразумно отдавать нестабильному кризисному государству реальные деньги в надежде на будущие выплаты, которых может и не быть. Государству гешефтников и коррупционеров доверять нельзя.
В цивилизованных странах действует конкретное законодательство. Гражданин платит налоги, часть которых в виде Единого Социального Взноса (ЕСВ) автоматически поступает на его персональный пенсионный счет, сохранность которого гарантирована государством. Гражданин может в любой момент проверить состояние этого счета.
В Украине же функционирует извращенный рудимент советской солидарной пенсионной системы, где все решают государственные служащие. Гражданин может иметь многолетний трудовой стаж. Работодатель за эти годы может перечислить государству огромные суммы ЕСВ. Но пенсия рассчитывается по запутанным и постоянно меняющимся схемам и формулам. И в результате становится минимальной. Средства ЕСВ граждан отданы на произвол чиновничьего аппарата. Они идут на заоблачные жалованья и пенсии судей, депутатов, государственных служащих высшего звена. А зачастую – просто разворовываются.
В сухом остатке мы имеем следующие претензии к Пенсионной реформе…
Это резкий рост страхового стажа без переходного периода.
Это снижение коэффициента страхового стажа с 1, 35 до1, что означает 1 процент от суммы рассчитываемого заработка за каждый год страхового стажа для начисления пенсии (подтвердил человек 35 лет стажа – получи пенсию в сумме 35 % от исчисляемого заработка).
Это невнятный и неопределенный новый принцип автоматической индексации пенсий в связи с инфляцией.
Это непроработанный вопрос накопительной пенсионной системы.
Это отмена правила выслуги лет и льгот за тяжелые условия труда.
Это установление минимальной пенсии ниже прожиточного минимума.
Это разрешение досрочного выхода на пенсию только военнослужащим и полицейским.
Это ложь по поводу устранения дефицита Пенсионного Фонда Украины. Реформа этот дефицит не устраняет.
Это то, что международный аудит Пенсионного Фонда Украины не допускается. Чтобы воровать не мешали. Кабминовская кормушка.
Это прямая зависимость Пенсионной реформы от согласований с зарубежными кредиторами, прежде всего с МВФ. Пенсионное законодательство Украины в полной мере зависит от требований кредиторов и не застраховано от негативных изменений, если кредиторы того потребуют. Что еще раз подтверждает, что Украина утратила международную субъектность.
Фактически теперешняя украинская власть, дабы отстрочить социальный взрыв, провела жалкую индексацию пенсий для 12-миллионного пенсионерского сообщества. Ранее для этого не требовалось принятие Верховной Радой специального закона. Достаточно было согласования с министерством финансов и подписи премьера на соответствующем постановлении Кабмина. Арсений Яценюк, будучи премьером, уничтожал пенсионные льготы, не требуя парламентских законов.
Но действующий ныне премьер Владимир Гройсман с благословения сильных мира сего протащил под видом простой индексации пенсий, названной громко Пенсионной реформой, реальную ликвидацию Пенсионного Фонда и почти всей пенсионной системы в Украине. К 2030 году пенсии будут получать только государственные служащие. Все прочие, в виду предусмотренного в обязательном порядке недобора страхового стажа, могут рассчитывать только на собственные накопления либо на помощь родственников. Потому что на мизерное социальное пособие по возрасту (а возраст могут определить и в 70 лет, и в 100 лет) вряд ли прожить удастся. Даже если кто и доживет. Гениально. Не правда ли?
Уничтожить пенсионную систему страны одним махом не осмелились. Агония будет длиться лет 10-13. А может, смерть произойдет и быстрее. Доброхоты постараются.
Вот и получилось, что Владимир Гройсман, как опытный иллюзионист, вышел на сцену перед публикой, украинскими доверчивыми гражданами, снял с головы черный цилиндр, показал зрителям дно головного убора – Пенсионную реформу. Все прекрасно, все, как надо. Публика аплодирует. А под подкладкой цилиндра – второе дно. А там – дохлый кролик, реальная Пенсионная реформа по уничтожению пенсионной системы Украины. Иллюзионист этого дохлого кролика обязательно вытащит. Но чуть позже.
Олег Ростовцев