Еще раз о разведке. О государстве и политике. Информационные задачи, которые решают и дипломаты, и разведчики, практически ничем не отличаются по характеру и содержанию.
РАЗВЕДЧИКИ — ЭТО ГОСУДАРСТВЕННИКИ
«Было бы глубоко ошибочно полагать, что разведывательные знания хоть когда-нибудь устаревают». Ким Филби
Чтобы разведка была всегда на высоте, необходимо сделать работу разведчика уважаемой постоянно. Потребители ее сведений не всегда оказываются на высоте при их использовании.
Раздаются голоса и по поводу того, что даже самая лучшая разведка не обеспечивает гарантию государству от провалов во внешней политике. Но здесь, как говорится, замечания не по адресу. B таких случаях разведка не так уж часто бывает виновата. Ее дело – добыть нужную информацию и доложить высшему руководству своей страны. А принимать политические решения, делать политику – это не ее компетенция.
Информационные задачи, которые решают и дипломаты, и разведчики, практически ничем не отличаются по характеру и содержанию. И те, и другие добывают информацию из открытых источников, а также в процессе общения с иностранцами-носителями этих сведений, используя метод выведывания (то есть втемную), личное визуальное наблюдение за происходящими событиями и явлениями, представляющими информационный интерес.
Проводимые дипломатами и разведчиками акции подчинены общей цели – содействию реализации внешнеполитического курса своего государства. Однако дипломаты проводят эти акции открыто, не скрывая источника влияния и интереса своей страны, в силу чего приобретают характер, близкий к официальной пропаганде. Разведчики проводят акции влияния, скрывая государственный интерес и используя для этого специфические средства – агентуру из числа иностранцев и оперативную технику.
Теория разведки предлагает готовые и оправдавшие себя рецепты, которыми должен руководствоваться каждый разведчик в практической деятельности, но не слепо, а мысленно примерять их на конкретное представляющее интерес лицо (или на конкретную разведывательную ситуацию) и, корректируя всякий раз предписание рецепта применительно к конкретной личности (или ситуации), принимать нестандартное решение. Только такой подход может дать оптимальный, желаемый результат и позволит разведчику предотвратить или сократить вероятность наступления нежелательных последствий при проведении той или иной разведывательной операции.
Природа дипломатии и внешней разведки имеет много общего в формах и методах решения поставленной задачи. Если дипломатию справедливо называют безагентурной разведкой, то внешняя разведка есть не что иное, как тайная дипломатия.
Сейчас нередко можно услышать, что роль разведки утратила свое значение. Многие ратуют за ее упразднение. Подобные рассуждения свидетельствуют либо о невежестве оппонентов разведки, либо о злом умысле.
Еще долгое время разведка будет единственным средством добывания информации и осуществления контроля над происходящими в мире процессами. Другие механизмы могут в определенной мере обеспечивать информированность высшего руководства государства, но они не в состоянии дать актуальную, а главное, – достоверную информацию о том, какие решения принимаются в руководящих кругах других государств по проблемам, представляющим интерес для обеспечения собственной национальной безопасности.
Эйфория по поводу достижений мирового демократического развития, разрядки международной напряженности и тому подобное прошли, а если еще и раздаются подобные заявления, то они не должны уводить нас от суровой действительности, ставшей еще более тревожной.
Чем отличается политик от государственного деятеля? Политик не любит плохих новостей – только хорошие. Если он будет преподносить народу, то есть избирателям, только плохое, за него не будут голосовать.
Государственный деятель хочет и должен знать – все. Также и разведчик должен знать все.
Олег Филинюк.