Ту-16: бессмертие под солнцем Поднебесной

14 января 4:34

Ту-16: бессмертие под солнцем Поднебесной

Советский хай-тек

После победы в гражданской войне и добытой потом и кровью «ничьей» в Корейской войне коммунистический Китай принялся за собственную модернизацию, поскольку серьёзно отставал от великих держав.
Многие отрасли индустрии — в частности авиастроение — требовалось построить фактически с нуля, что и было целью первой китайской пятилетки 1953-57 годов. Разумеется, ключевую помощь в этом оказывал СССР. Именно тогда появились главные китайские авиазаводы и началось производство МиГов.

Наряду с истребителями, конечно, позаботились и об ударной авиации: Китаю передали большое количество Ил-28, а в 1957 году подписали соглашение об организации лицензионного производства нашего героя.
На тот момент Ту-16 был настоящим хай-теком, наиболее совершенным дальним бомбардировщиком советских ВВС. Китайские товарищи получили два готовых самолёта, один «конструктор» и полагающуюся документацию. Бомбардировщик получил местный индекс H-6.
«Конструктор» собрали в 1959 году, через год планировали начать полноценное производство, но дело застопорилось. Отношения между СССР и КНР резко испортились, советскую помощь свернули. Больно ударил по наиболее сложным отраслям угар «культурной революции». В результате первый собранный с нуля в Китае «конструктор» полетел только в 1968 году. Производство идёт с той поры до сих пор, хотя небольшими темпами и, вероятно, с перерывами.

Самобытное развитие

Ещё до начала серийного выпуска H-6 выполнил важнейшую военно-политическую задачу: именно с него — с одной из доработанных машин советского происхождения — сбрасывали первые китайские атомные бомбы в 1965 и 1966 годах.
В 1967-м с него же сбросили первую китайскую термоядерную бомбу.
Учитывая, что разработка и постановка на вооружение баллистических ракет средней и межконтинентальной дальности шли в Китае тяжело и длительное время, H-6 виделся единственным средством доставки ядерного заряда на значительное расстояние.
Проблема была в том, что уже в конце 60-х годов оригинальный «бомбовозный» Ту-16/H-6 серьёзно устарел, и китайцам пришлось взяться за его доработку. Опыт СССР тут помогал мало. На Родине Ту-16 перестали выпускать в 1963 году, а имевшиеся машины переориентировали на вспомогательные задачи, передав в части «второй линии». Из боевых всерьёз развивали только ракетоносно-противокорабельные версии авиации ВМФ СССР. Так что развитие H-6 шло во многом самобытно.
Условно вторым поколением H-6 стали появившиеся в начале 80-х годов модификации H-6D и H-6E — носитель противокорабельных ракет и новый бомбовоз. Доработки последнего коснулись, в первую очередь, усовершенствования радиоэлектронного оборудования, а заодно уменьшили количество оборонительных пушечных установок.

Порох в пороховницах

Однако китайцы понимали — этого недостаточно. Свободнопадающие бомбы больше не были эффективным средством поражения особо важных целей. Мировой тренд стратегической авиации двигался к оснащению самолётов крылатыми ракетами.
Первым таким самолётом стал созданный на рубеже веков H-6H, способный нести пару устаревших крылатых ракет KD-63 с дальностью около 200 километров. За ним быстро последовала «морская» версия H-6M, способная нести до четырёх тяжёлых ПКР. Впрочем, и это были временные решения. От оборонительных пушечных установок на них отказались окончательно.

В новом веке китайцы решили, что они наконец созрели для кардинальной переработки самого самолёта.
Так родился H-6K, на который поставили российские движки Д-30КП2 (благо с Россией снова начали налаживать сотрудничество) — такие же стоят на Ил-76.

Это была не первая попытка поменять силовую установку — в 70-х годах, когда Китай дружил с Западом, там построили прототип с четырьмя (два подвесили под крылья) движками «Роллс-Ройс», но тогда, увы, «не взлетело».
Новый «борт» понадобился китайцам не для старых ракет — как раз подоспела крылатая ракета большой дальности, созданная (как считается) с помощью купленных у одной из стран бывшего СССР Х-55. Дальность новой CJ-20 превышает 2000 километров, и H-6K способен нести до шести таких ракет, что делает его «огневую мощь» близкой к обычным Ту-95МС с Х-55 (при значительно меньшей дальности самого самолёта, конечно). Дорабатывают под неё и старые ракетоносцы.
H-6K поступил на вооружение с 2009 года и постепенно заменил старые машины, которые частично списали, частично переделали для вспомогательных задач: в первую очередь, сделали из них танкеры. С последними в ВВС Китая традиционно плохо — западные им не продадут, у нас купили три Ил-78 (рады бы больше, да самим не хватает), а свои сделать не из чего. Так что пока не создадут заправочную версию нового транспортника Y-20, будут использовать «тушки».
Общий парк H-6 оценивают в примерно 150 машин, что для самолёта такого класса немало.
Однако рассказать хотелось не только о том, что в Китае до сих пор выпускается сынок Ту-16 (спустя 65 лет после начала производства в СССР!). За последний год появилось всё больше «сливов» о создании новой модификации — условного H-6N, который могут вооружить аэробаллистической ракетой, — по типу нашего «Кинжала», только значительно больше.
Ракету, получившую у американской разведки индекс CH-AS-X-13, создали, как считается, на основе баллистической ракеты средней дальности с маневрирующим боевым блоком DF-21D. Пока невозможно говорить о её точных характеристиках, но дальность оценивается минимум в 3000 километров. Подробности, вероятно, появятся в ближайшие пару лет.
Разменять седьмой десяток первым самолётом стратегической авиации с гиперзвуковым оружием — это отличный способ доказать, что у детища советских конструкторов есть ещё порох в пороховницах.

Александр Ермаков

https://warhead. su/2018/05/14/tu16-bessmertie-pod-solntsem-podnebesnoy