Великий художник Саврасов умер в ночлежке. В чем же причина трагедии одного из самых тонких, интеллигентных и нежных русских живописцев?

14 января 4:34

Великий художник Саврасов умер в ночлежке. В чем же причина трагедии одного из самых тонких, интеллигентных и нежных русских живописцев?

На картине Маковского «Ночлежный дом» изображена «ляпинка» — известная в конце 19 века ночлежка в Большом Трехсвятительском переулке, названная так по фамилии владельцев, купцов Ляпиных.
Ночлежка была бесплатной, ютились в ней только нищие и бездомные. Они собирались задолго до открытия: мерзли в мороз, мокли под ливнями, но стояли часами, в надежде получить ночлег. Их было очень много, мест на всех не хватало, самые слабые умирали под дверями.
В центре картины примечателен оборванец в шарфе и шляпе и с альбомом в руках. Это великий художник Саврасов, к концу жизни превратившийся в полубезумного и полунищего алкоголика, отдававшего свои работы за стакан водки. Считается, что он и умер в этой ночлежке.
«Величайший артист с умным и добрым лицом» — так писал о Саврасове его ученик Константин Коровин, — «. . . мы все так его полюбили. Его огромная фигура с большими руками, широкая спина, большая голова с большими добрыми глазами. Он был похож на доброго доктора, — такие бывают в провинции. . . «
В чем же причина трагедии одного из самых тонких, интеллигентных и нежных русских живописцев?
У него было блестящее начало. Его талант быстро оценили в училище, на него сразу обратили внимание августейшие особы, пригласив в загородную резиденцию великой княгини Марии Николаевны писать виды с натуры. В 24 года Саврасов уже получил звание академика и стал руководителем пейзажного класса, сменив на посту своего учителя.
Он точно чувствовал близких по духу: у своего друга юности художника Перова Саврасов буквально выпросил 13-летнего ученика — Исаака Левитана, и мальчик с радостью и восхищением перешел в мастерскую нового учителя. Коровин, Левитан, Нестеров — это все «дети» Саврасова.

Кризис начался в конце 1870-х. Неоправданная агрессивность критиков и журналистов, проблемы в училище, постоянная нехватка денег повергли ранимого и безответного Алексея Кондратьевича в тяжелую депрессию и ускорили психическое расстройство. «Неумеха!» — обзывали его «специалисты» и удивлялись, как ему вообще удалось написать «Грачи прилетели».
Саврасов стал быстро терять зрение и еще быстрее пристрастился к алкоголю — так бывает с непьющими людьми.
Жена ушла, забрав с собой детей. Умер преданный друг Перов, защищавший его перед руководством, и Саврасова тут же выгнали из училища, а вслед за этим и из казенного дома.

Но, как говорится, мастерство не пропьешь — писал Саврасов по-прежнему блестяще. Только работы эти были скороспелые и неглубокие, лишь ради куска хлеба. Последние годы жизни он нищенствовал, скитался по ночлежкам, ходил в рубище, как юродивый. Часто босой — на картине видны его голые ноги, красные от холода…
Конечно, старые друзья пытались помочь, но все безрезультатно.
Осенью 1897 года Саврасов умер. В последний путь великого художника провожали только Павел Третьяков и швейцар из училища.
24 мая — день рождения живописца.

Подробнее: https://sadalskij. livejournal. com/3438272. html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social