Рерайтинг стал одним из самых востребованных направлений во всех СМИ — мнение эксперта

14 января 4:35

Рерайтинг стал одним из самых востребованных направлений во всех СМИ - мнение эксперта

Когда я начинал в журналистике, т. н. rewriting (рерайтинг) считался в нашей работе дурным тоном. Несмотря на то, что юридически позволялось переписывание чужого материла со ссылкой, приветствовались свои эксклюзивы. Однажды в конце 80-х мне, начинающему сотруднику информационного отдела партийной газеты «Социалистическая Осетия», редактор сделал на планерке замечание за такой рерайтинг, хотя термина такого мы тогда не ведали.
Интернет поменял нашу жизнь основательно, в том числе и журналистику. Рерайтинг стал одним из самых востребованных направлений во всех СМИ, поскольку все они сейчас прежде всего стали интернет – порталами, а потом уже ТВ, радио или газетами.
Интернет для журналиста – это полная свобода! Но для конкретного СМИ всемирная паутина стала и цензурой. В этом заключается парадокс виртуального мира. В России с помощью Яндекса оседлали всё информационное пространство. Обозначили ТОПы новостей, сюжеты и др. тонкости. Теперь Яндекс незаметно для всех стал модератором информационной политики дня. Он, грубо говоря, манипулирует темами и сюжетами (конечно, отталкиваясь от их действительной популярности), а СМИ пытаются манипулировать в свою очередь уже самим Яндексом, встраиваясь под его темы и сюжеты.
Схема взаимовыгодная: Яндекс продвигает для читателей нужные кому-то (не будем заниматься конспирологией и гадать, кому именно) темы, СМИ под них подстраиваются с помощью рерайтинга, т. е. переписывания новостей на эту тему с других сайтов – потому, что попадание в сюжет увеличивает количество просмотров сайта, а это понятие уже финансовое, т. е. предназначено для рекламодателей.
Вот и получается технологическая цензура – успех будет иметь только тот материал, который попадает в сюжет. А если Яндекс закроет глаза на какое-либо громкое событие (например, с акциями Навального это было часто), то пиши об этом хоть целый день – просмотров будет у этих материалов гораздо меньше, чем у переписанных и «узаконенных» Яндексом. Рекламодателям (ныне в СМИ есть ещё понятие – партнёры) важнее «тиражность» сайта, а не его злободневность и актуальность.
Получается, что рерайтинг в digital – эпоху не дурной тон, а поощряемая властями необходимость, чуть ли не обязательное условие для функционирования СМИ. При небольшом проценте своих оригинальных материалов – для души и чувства собственного достоинства.

Олег Кусов,
журналист