Непокорённые из ДОТа № 112
Непокорённые из ДОТа № 112
В год 35-летия Победы горком партии моего районного центра Могилёв-Подольского решил создать музей Великой Отечественной войны на базе одного из ДОТов №112. Работник райкома Николай Алексеевич Пилецкий рассказывал автору сих строк:
— Долгие годы таила в себе приднестровская земля одну из тайн, связанную с обороной нашего города на Днестре. А во время работ по благоустройству территории мы обнаружили останки шестерых бойцов Красной Армии. Руками перебрали всю землю и нашли шесть посмертных капсул. Отправили их в Киевский институт судебной и медицинской экспертизы. Когда пришел ответ, торжественно перезахоронили воинов.
В те годы я работал в «Красной звезде» и, разумеется, взялся за написание для родной газеты материала о непокорённых бойцах из 112 ДОТа. На тех развалинах приднестровских ДОТов прошло всё моё босоногое детство. Но никогда я пристально не интересовался их историей. А когда взял в руки «Заключения № 952 специалиста об исследовании документов погибших воинов», совсем по-иному предстала передо мной, возможно, одна из самых героических страниц первых дней Великой Отечественной войны. Оказалось, что защитники ДОТов в массе своей вели себя столь же мужественно и стойко, как и воины Бретской крепости.
«Из поступивших на исследование шести документов одни читается без специальной обработки: «Красноармеец Ивасышин Владимир Кондратьевич: республика — УССР; область — Винницкая; район — Могилев-Подольский». Извлеченный из другого черного пластмассового пенала документ плотно свернут и сцементирован. После увлажнения в специальном аппарате указанный документ распался и стал, таким образом, непригодным для дальнейших исследований. Четыре оставшихся документа были подвергнуты всем видам современных исследований вплоть до квантового генератора. В результате удалось прочитать следующее. Документ №1. «Фамилия — «Но…с. . . »; республика -РСФСР; область — Архангельская; район — Красноборск. . . и; деревня — «3. . . ». Документ №2. «УССР»; Винницкая; «красноармеец» «Пётр». Документ № 3 — «красноармеец». В документе № 4 ничего прочитать не удалось. Младший научный сотрудник ПАЛИЙ В. М. ».
. . . ДОТы вдоль левобережной кромки пограничного Днестра возводились в 1930 — 1933 годах. Было построено 3 укрепленных района: Могилев-Ямпольский, Рыбницкий и Тираспольский. В общей сложности возведено 3096 долговременных фортификационных сооружений. Только 409 имели артиллерийские орудия. Официально те защитные сооружения именовались «Линией укрепленных районов на государственной границе». Немцы окрестили их «Линией Сталина». Задачей укрепрайонов считалось сдерживание противника в течении 15-20 суток. УРы поэтому не имели достаточной глубины обороны, а расположение отдельных узлов обороны было далеко от идеального. Кроме того, ДОТы предназначены были исключительно для ведения фронтального огня, что могло привести к быстрому их уничтожению. К изъянам УР можно причислить также примитивные виды броневых масок, а также слабый уровень качества внутреннего оборудования. Сооружения вообще не имели средств противохимической защиты, а также часто не оборудованы были водяными скважинами и канализацией. К достоинствам же построенных укреплений можно отнести отличное приспособление их к местности и оригинальные формы маскировки.
Перед войной в СССР произошли существенные территориальные изменения. Красная Армия вошла в западную Украину и Белоруссию, в балтийские государства. Была освобождена Бессарабия и часть Буковины. Западная граница государства передвинулась местами до 400 км. Строившаяся 10 лет и потребовавшая гигантских расходов сил и средств «Линия Сталина» оказалась в глубоком тылу. Необходимо было начинать строительство новой линии укрепления границы. Но «Линию Сталина» не только не уничтожили, но даже готовилась к её реорганизации и модернизации. Это ли не бесспорное доказательство того, что руководство Советского Союза и в мыслях не имело нападать на Германию. И всё-таки надо признать, что «Линии Сталина» встретила войну значительно ослабленной.
…ДОТ №112 входил в Могилёв-Ямпольский укрепрайон (МЯУР-53). Это было сложное фортификационное подземное сооружение, состоявшее из ходов сообщения, капониров, отсеков, фильтрационных устройств. В нём находились склады оружия, боеприпасов, продовольствия, санчасть, столовая, водопровод (действующий, кстати, поныне), красный уголок, наблюдательный и командный пункты. Вооружение ДОТа — трехамбразурная пулеметная точка, в которой стояли на специальных турелях три «максима» и два орудийных полукапонира с 76-мм пушкой в каждом.
Личный состав ДОТа вступил в бой с передовыми отрядами гитлеровской и румынской армий 7 июля 1941 года. К этому времени части нашей 18-й армии в основном переправились через Днестр и заняли оборону. Гитлеровцы поначалу несколько раз пытались выйти к городу через мост. Безуспешно. Не помогли им ни массированный артиллерийский обстрел, ни бомбежки с воздуха. Хваленый полк «Бранденбург», заброшенный в тыл оборонявшимся, был полностью истреблен. Тогда фашисты сместили основной удар вниз по Днестру, как раз напротив ДОТа №112. Оба берега здесь ровные, течение не очень бурное. 16 июля несколько часов кряду вражеская артиллерия и авиация обрабатывали дот и прилегавшую к нему территорию. Потом гитлеровцы заставили румынских солдат форсировать реку. К нашему берегу добрались лишь девятнадцать человек, сразу попавших в плен. Артиллеристы стреляли метко и еще на подступах к реке уничтожали все переправочные средства, технику, живую силу врага. В продолжение трех последующих суток гитлеровцы беспрестанно обрушивали на наш берег лавины огня. В ход была пущена артиллерия большого калибра, авиация.
Много лет спустя опытные специалисты установят, что по ДОТу было выпущено около четырех тысяч снарядов, сброшено до сотни авиабомб. Но в тот жаркий июльский день сорок первого, когда фашистские солдаты приготовились форсировать Днестр, ДОТ, как ни в чем не бывало, вновь открыл прицельную стрельбу. 19 июля гитлеровцам всё же удалось преодолеть водную преграду в районе села Серебрии, северо-западнее Могилёв-Подольского. ДОТ №112 всё равно оставался неприступным. И это при том, что из тридцати бойцов воевать могли лишь четырнадцать. Однако приказ продержаться до ночи 19 июля они с честью выполнили. Даже приготовились к решающему бою в надежде после него догнать своих. Те надежды оказались несбыточными. . .
Вечером 19 июля фашисты обошли ДОТ с тыла. Захватить его не смогли. На следующее утро выставили пушки на прямую наводку и так стреляли по ДОТу в продолжение двух дней! Методично, зло и безжалостно. Потом, как свидетельствуют жители близлежащего села Бронницы, наступило короткое затишье. Гитлеровцы подвезли и установили вокруг ДОТа громкоговорящие установки. Почти неделю в перерывах между артиллерийскими залпами по ДОТу раздавались призывы к мужественным защитникам крепости сдаться. Фашистский агитатор старался изо всех сил. Но ДОТ всякий раз отвечал стрельбой.
В ночь с 26 на 27 июля фашисты и их приспешники уже из местного населения стали подвозить к ДОТу камни и, сбрасывая их с горы, за несколько дней устроили перед амбразурами огромный завал. Потом эту массу камней они залили бетоном. К наглухо забетонированному ДОТу, где уже никого не осталось в живых, выставили вооруженный пост. Похоже, даже мёртвые советские бойцы наводили смертельный ужас на врага.
. . . В 1945 году ДОТ № 112 вскрыли. Останки четырнадцати его защитников (среди них была одна женщина) лежали в красном уголке. На стене штыком была сделано надпись: «Прощай, Родина, мы отдаем за тебя жизнь. Фашистам не сдадимся». Никаких других записей, документов в ДОТе на нашлось. Четырнадцать героев в траурной обстановке были перезахоронены в братскую могилу на городском кладбище. Из помещений ДОТа вывезли три грузовые машины стреляных патронных и снарядных гильз. . .
Много позже выяснится, что стоявшие насмерть бойцы ДОТа №112 уничтожили более 500 фашистов, много различной техники и вооружения. И ещё станет известно, что мужественные защитники были не одиноки в своем героизме. Точно так же стойко сражались бойцы ДОТов №№ 108, 113, 116 и многие другие.
Всего в Могилёв-Ямпольском укрепрайоне погибло около девятисот советских воинов. Пулемётно-артиллерийские подразделения МЯУРа-53 уничтожили до пяти тысяч гитлеровских солдат и большое количество вражеской техники.
Остаётся добавить, что после моей публикации в «Красной звезде» о мужественных защитниках «Бессмертного гарнизона» работа местных красных следопытов заметно оживилась. Спустя какое-то время всё тот же Николай Алексеевич Пилецкий сообщил мне в письме: «Нами точно установлено, что на подступах к ДОТу № 112 и в самих его помещениях погибли командир роты лейтенант М. И. Биленький, рядовые И. Н. Суляк, П. А. Пащук, Н. С. Симкин. Установлено также имя медсестры, погибшей в доте. Её звали Наташа. Путем многочисленных опросов мы так же выяснили, что ДОТом № 112 командовал младший лейтенант А. Д. Обрытько. Архивы это подтвердили. Наконец, к списку героев прибавился наш землян В. К. Ивасышин. Будем продолжать поиски. При этом посылаю вам письмо Бориса Обрытько: «Долго я ничего не знал о судьбе отца. На все мои запросы приходил один ответ: в списках погибших и умерших не значится. И вот такое дорогое известие из Могилёв-Подольского. Спасибо вам, Николай Алексеевич, за благородное дело, за настойчивость, за то, что вы помогли мне, офицеру, узнать правду об отце, младшем лейтенанте А. Д. Обрытько».
Из откликов на публикацию «Непокорённые из дота №112». «Красная звезда» от 25 февраля 1983 года.
«Есть в нашем районе деревня Заболотье. По имеющимся в райвоенкомате и краеведческом музее данным, в этой деревне проживали Новинские Николай Николаевич и Михаил Дмитриевич. Оба они к 1941 году служили в Красной Армии. Я сделал запрос через военкомат в военный архив и могу сообщить вам, что под Могилёв-Подольским похоронен Михаил Новинский. Геннадий Андреев, город Красноборск, Архангельской области».
«Долгие годы ждал я сообщений о защитниках приднестровской границы. В 1940 году как инженер института связи Красной Армии я принимал ДОТ №112 в эксплуатацию. Должен сказать, что воины инженерных подразделений и местные жители, строившие доты, постарались на славу. Как видно, и бойцы, воевавшие в ДОТах, до конца выполнили свой священный долг перед Родиной. В московской средней школе №400 я с ребятами-энтузиастами оборудовал три стенда, посвящённых героическим защитникам укрепсооружений. Я непоколебимо убеждён, что оборона каждого из тысяч ДОТов, построенных вдоль границ Советского Союза, — ярчайший пример беззаветного мужества наших бойцов, их героизма, стойкости, верности воинскому долгу. Очень важно собрать любые документы, свидетельства очевидцев, а тем более участников героической защиты укрепсооружений и написать как бы коллективную повесть о ДОТах Великой Отечественной войны. Это нужно сделать в намять о павших. Вдвойне это нужно для нас, живых. Вооруженные в полной мере памятью о всех больших и малых событиях минувшей войны, мы тем самым неизмеримо возвышаем, усиливаем, облагораживаем самих себя. А духовная мощь народа не менее значительна, чем мощь самых современных орудий, самолетов, танков и ракет. Полковник в отставке Георгий Владимирович Шилов, Москва».
Полковник в отставке Михаил Захарчук.