Вахта Памяти: рассказ писателя Михаила Захарчука о войне и особой дипломатии великого лётчика Советского Союза Георгия Байдукова.

14 января 4:36

Вахта Памяти: рассказ писателя Михаила Захарчука о войне и особой дипломатии великого лётчика Советского Союза Георгия Байдукова.

Михаил Захарчук: Сегодня я расскажу вам, дорогие друзья, о войне и особой дипломатии великого лётчика Советского Союза Георгия Байдукова.

«Героический экипаж самолета «АНТ-25» в составе Героев Советского Союза тт. Чкалова, Байдукова и Белякова, вылетев 18-го июня с. г. в 4 часа 05 минут по московскому времени со Щелковского аэродрома — близ Москвы. Пролетел по следующему маршруту: Москва — Онега — Белое море — Кольский полуостров — Баренцево море — Земля Франца-Иосифа — Северный полюс — Ледовитый океан — Полюс неприступности — остров Патрика — мыс Пирс Пойнт -северное побережье Канады — пересек Канаду — форт Симпсон, штат Альберта, Британская Колумбии. Экипаж принял решение пересечь здесь Скалистые горы и вышел на побережье Тихого океана; прошел до залива Тиллемук — штат Орегон, вышел на территорию США и 20 июня в 19 час. 30 мин. по московскому времени совершил посадку на аэродроме Баракс, близ Портленда — штаг Вашингтон. Самолет был в воздухе 63 часа 25 минут. За это время пройдено свыше 10 тыс. километров земного пути и 12 тыс. километров воздушного пути».
83 года прошло с тех пор, как было обнародовано это сообщение правительственной комиссии — срок, достаточный для того, чтобы оценить беспримерный перелет во всём его историческом величии. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и в далеком 1937 году человечество восприняло совершенный советскими летчиками подвиг, как исключительный. Мир отлично понимал, что Страна Советов послала своих лучших сынов не просто за очередным рекордом, а с великой политической миссией. То был напряженный период, когда вовсю полыхала война в героической Испании, когда с конвейеров многочисленных заводов фашистской Германии сходили новые модели «хейнкелей», «юнкерсов» и «мессершмиттов», танки, пушки и бомбы, а в Европе уже запахло гарью второй мировой войны. И в это время Советский Союз, словно протянул руку дружбы Соединенным Штатам. Столь красноречивый государственный жест был исполнен глубокого смысла и стал едва ли не самым первым кирпичом в фундамент здания дружественных отношений двух великих народов, которое, к великому сожалению, и отнюдь не по нашей вине, до сих пор остается незавершённым долгостроем.
Да, очень сложно развивались отношения между СССР, затем Россией и США за истекшие годы. Но никогда, даже в самые смутные годы холодной войны, Америка не забывала трех крепких русских парней, прилетавших с миссией дружбы, хотя очень мощные силы с маниакальным постоянством принуждали её к разрушению этой дружбы. Они и сейчас не дремлют, эти зловещие силы, лелеющие мечту о мировом господстве. Ох, как хотели бы разные «маккейны», «ромни» и «пелоси» вытравить из памяти своего народа историческую встречу советских и американских солдат на Эльбе, совместный Нюрнбергский процесс, космическую программу «Аполлон — Союз» и, конечно же, тот великий чкаловский перелет. Не получается. Такие события история выжигает на своих вечных скрижалях и вычеркнуть их никому не дано. Да и можно ли предать забвению то всеобщее ликование американцев, тот восторг и воодушевление.
«Летчиков атаковали целые тучи корреспондентов, — это я цитирую выдержки из американских газет 1937 года. — Со времени перелета Линдберга — в 1927 году этот двадцатипятилетний американец пересек на самолете Атлантику — никогда никакой другой перелет не вызывал в США такого, буквально всенародного восхищения и возбуждения. Всюду сегодня только об этом и говорят. Газеты заполнены отчетами о ходе перелета. Америка салютует героям пушками, цветами, стихийными митингами, бесконечными толпами на улицах. Для трех советских летчиков выстраиваются почетные караулы. Чкалов, Байдуков и Беляков встречались со своими американскими коллегами, с путешественниками и учеными, с газетчиками и радиокомментаторами, сенаторами, министрами, президентом Рузвельтом в Белом доме. Героев приветствовали Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон. Но, разумеется, первое место в перечислении городов, восторженно принимавших советских летчиков, по праву принадлежит Ванкуверу и Портленду. Именно тут Чкалова, Байдукова и Белякова обняли, приютили и обласкали после изнурительного трудного полета.
Тут, наверное, не грех заметить, что щедрая жизнь подарила мне очень добрые, почти что дружеские отношения с прославленным лётчиком. Мы оба служили в Войсках ПВО. В разное время на служебной машине нас возил один и тот же шофёр Виктор Иванович Волков, до сих пор, к слову здравствующий. С Георгием Филипповичем мне всегда было интересно общаться. Он любил вспоминать о своих отроческих и юношеских университетах с подробностями и откровенностью потрясающими. А иначе бы, откуда я узнал, что в интернате он не просто виртуозно мухлевал в карточной игре, но и был признанным мастаком по карманным кражам. «В Бога я, конечно, не верю, — говорил генерал при наших долгих беседах, — но какая-то определённая сила вела меня по судьбе своей уверенной рукой. Ведь я же мог запросто остаться в блатном, воровском мире со своими, прямо скажем, недурственными способностями и закончить жизнь в тюрьме. Но вот вырвался и взлетел. Для беспризорника, а потом детдомовца очень даже высоко взлетел».
Ну а теперь самое время рассказать об уникальной и беспримерной дипломатии, которую проявил Байдуков в самом начале войны. Ещё весной 1935 года его, слушателя Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского откомандировывают для подготовки к трансарктическому перелету самолета АНТ-25. Полёт задумывался по политическим, однако, не удался по техническим причинам. Но уже следующий полёт прогремел на весь цивилизованный мир. Все три сталинских сокола по его итогам стали Героями Советского Союза. (У Байдукова Золотая звезда была под №10 – М. З. ). А дальше последовал тот самый, на века, легендарный перелет: Москва – Северный полюс – Ванкувер. Георгий Филиппович всегда подчёркивал: «Этот полёт — главное событие не только в жизни моей, в жизни Чкалова и Байдукова. Он и для всей страны, для всей армии сослужил великую службу. Ты думаешь зря Сталин столько времени и сил своих положил на то, чтобы мы успешно наладили воздушный мост между СССР и США? Вождь, как никто другой знал прекрасно, что война вот-вот начнётся. Понимал он и то, что без мощной международной поддержки нам придётся очень туго. Поэтому и отправил нас в Америку. Если бы он думал только о лётных рекордах, то над нашей бескрайней страной их можно было устанавливать до плюс бесконечности. Нет же, Иосиф Виссарионович придумал бросок через Северный ледовитый океан. Чувствуешь великий символ? Отношения между СССР и США находятся на точке замерзания, покрыты толстым арктическим льдом. А советские лётчики как бы растапливают тот лёд, призывают к дружбе и сотрудничеству двух великих народов. Нет, брат, такое мог придумать только могучий разум вождя, видевшего дальше всех нас. А как ты полагаешь, он случайно послал именно меня на второй день после начала войны в Америку для ведения переговоров по авиационным поставкам? Меня, ничего не смыслящего в дипломатии, примитивно знающего английский язы. А в том-то и расчёт вождя состоял, что скуповатые американцы хрен откажут мне, одному из героев перелёта, который они прекрасно помнили, в моих законных просьбах. Ведь это же потрясающий факт, что президент США Франклин Рузвельт сказал: «Три героя из России: Чкалов, Байдуков и Беляков сделали то, чего десятилетиями не могли добиться советские дипломаты, — они сблизили русский и американский народы». Вот поэтому мы более 22 тысяч летательных аппаратов и обеспечили нашей воюющей армии. Уже не говорю о разных там вспомогательных материалах, типа алюминия».
Безупречно выполнив поручение вождя на переговорах в США, Георги Филиппович, между нами говоря, мог бы всю войну заниматься авиационными поставками по ленд-лизу. Самое интересное, что Иосиф Виссарионович это ему и предлагал! Однако, Байдуков оставался непреклонен: только на фронт! «Я ему так и сказал: «Товарищ Сталин, как я потому буду смотреть вам в глаза, если всю войну проведу в тылу. У вас много граждански специалистов, пусть они и занимаются поставками, а моё место должно быть на фронте».
И уже с конца 1941 года Байдуков находится в действующей армии. Вот его послужной список: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (САД ), командир 31-й САД, командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 211-й САД, командир 4-го штурмового авиационного корпуса. Георгий Филиппович принимал участие, начиная с Ржевско-Сычёвской и заканчиваю Берлинской – в 19-ти наступательных операциях!
Сын своего времени и примерный воспитанник советской власти, легендарный летчик не понял и не принял так называемой перестройки, был последователен в таком своём неприятии. Правда, никакой собственной политики из этого не делал. Вообще был весьма осторожным и сдержанным человеком. Байдукова нахраписто осаждали журналисты из деструктивных «либерастических» СМИ, но он не давал себя увлечь ни в какие склоки. Хотя любил выступать в газетах, журналах, на радио и телевидении. Сам написал шесть книг, в том числе «Чкалов» — весьма интересное и содержательное сочинение. Очень гордился званием члена Союза писателей СССР.
Однажды к нему напросился какой-то юноша из газеты «Куранты». Принёс с собой выдержку из «Правды» за 1938 год. Были там следующие слова Байдукова: «Несомненно одно: авиационная промышленность и вся Красная авиация в 1938 году, под руководством Сталина, вместе со всей страной продолжая выкорчёвывать троцкистско-бухаринских фашистских шпионов, будет ещё более плодотворно работать, обеспечивая несокрушимую оборону Родины» — «Как бы вы сейчас прокомментировали эти свои слова?» — «Да никак»- ответил Георгий Филиппович и выпроводил шустряка из квартиры. «Хотелось, конечно, обругать наглеца, — заметил потом. — Но не по чину мне связываться с такими сопляками. А история, сынок, она поумнее всех нас мудрствующих будет. Придёт время — разберётся и с троцкистско-бухаринской пятой колонной. И всё расставит по своим местам».
… На 85-летие Байдукова, я, в то время специальный корреспондент ТАСС подготовил с генералом обстоятельное интервью. Был там большой абзац, в котором Чкалов, Байдуков и Беляков сравнивались с тремя богатырями, изображёнными на знаменитой картине В. Васнецова. Только я их называл воздушными витязями. Георгию Филипповичу (он был наречён Алёшей Поповичем как самый младший из троицы) поначалу очень понравилась столь необычная аллегория. Но на следующий день генерал позвонил мне и категорически запретил о ней даже упоминать. Оказалось, он всю ночь «просидел над букварями» и уяснил, что былинный Алёша Попович мало того, что действительно сын попа, так ещё и хитрован большой. «В крайнем случае можешь сравнить меня с Добрыней Никитичем, а Чапая (такое прозвище Белякову, служившему в дивизии легендарного комдива, дал Чкалов) назови Поповичем». Тогда уже мне пришлось отказаться от действительно хорошей журналистской находки, поскольку Добрыня Никитич и Александр Беляков – оба рязанцы. Как бы там ни было, но нашу беседу опубликовали все республиканские, краевые и областные газете. Буквально. Ни одна не прошла мимо юбилея прославленного покорителя воздушных просторов. Привез я Георгию Филипповичу ровно 85 газет по числу прожитых им лет. Прославленный лётчик на радостях налил мне коньяку, чего никогда раньше не делал.
«А вам – слабо со мной выпить в честь такой славной даты? — грешен, съязвил я. Но Байдуков не обиделся. — Когда я был таким же молодым как ты – выпивал и довольно изрядно. Мы вообще втроём: Чкалов, Беляков и я могли элементарно осушить литр спирта. Но вот уже лет сорок я не пью и не курю. И ты прекрасно знаешь: никогда не даю себе возможности расслабляться. Живу по железному распорядку. Всегда встаю в шесть утра. Даже в революционные праздники. Полтора часа занимаюсь зарядкой и особенно дыхательными упражнениями. Дважды в неделю плаваю в бассейне. Питаюсь очень простой пищей. И проживу ровно сто лет. За себя и за своих побратимов: Чкалова и Белякова».
Обычно хвастающие люди хоть немножечко, но привирают. Меж тем, Байдуков действительно до педантизма тщательно следил за своим здоровьем, что приводило некоторых людей в удивление. Однако умер на 87-м году. Его жена, Евгения Сергеевна, снисходительно относившаяся к возрастным причудам мужа, пережила его почти на восемь лет. Похоронены они на Новодевичьем кладбище рядом.
…Спрашиваю Георгия Филиппович: «А американцы знали о вашем полете?» — «Разумеется. Они даже разрешили нам вести самолет над любым районом США. Радиостанции Америки постоянно держали с нами связь, помогая сводками о погоде. По-иному в воздухе нельзя было тогда, а теперь и подавно. Воздушный океан не место для авантюр» — «А какое впечатление произвели на американцев красные крылья АНТ-25?» — «Ну, что б ты знал, в этом не было какого-то специального умысла, кроме сугубо практического. Случись что-нибудь с нами во льдах Арктики — краснокрылый самолет легче было бы обнаружить. Хотя, если откровенно, то в Америке наши красные крылья тогда были восприняты, как символ Страны Советов. Мы против этого и не возражали. А встречали нас американцы потрясающе. Представь себе: митинг в Нью-Йорке в громадном помещении тысяч на 15 – 20 человек. Мы заходим и нас все стоя 10 минут приветствуют. А потом каждому дарят огромнейшие букеты цветов в форме… нашего самолёта!» — «Известно, что Чкалов на митинге в Ванкувере сказал: «Мы хотели сделать вклад в дело дружбы двух великих народов» — «Да, Валерий так говорил. После 1937 года я раз двадцать, а, может, и больше бывал в США. И каждый раз напоминал американцам эти слова моего друга, потому что и сам так искренне думал. Кстати, у тех слов было продолжение. Чкалов ещё отметил, что есть реки Колумбия и Волга, которые находятся на разных континентах, имеют различный нрав и характер, их берега окружают разные горы и леса, но они текут по одной и той же планете, не мешая друг другу, и, в конечном счете, являются элементами одного и того же Мирового океана. Так и народы Советского Союза и США должны жить на земном шаре: мирно и совместной работой украшать океан жизни человечества. Мудрым был мой друг».

Полковник в отставке Михаил Захарчук.