Павел Рябов: Как «Смерш» брал Власова — рассказ очевидца.
В свое время эти воспоминания Павел Васильевич написал по просьбе председателя Совета ветеранов УКГБ СССР по Ростовской области Федора Васильевича Буханцова. Они будут
интересны не только ветеранам, но и самому широкому кругу читателей.
В органы Государственной безопасности был направлен комсомолом, в возрасте 23 лет. Свою деятельность начал в 1937 году с рядовой должности оперативного уполномоченного УКГБ СССР по Саратовской области. К сожалению, недолго пришлось поработать в мирной обстановке. В 1941 году началась Великая Отечественная война.
В числе многих чекистов, в первые же дни войны, был направлен на фронт. Служил оперативным работником в Особом отделе Воронежского фронта, затем начальником отделения Управления контрразведки «Смерш» 1-го Украинского фронта по зафронтовой работе. Сразу пришлось соприкасаться с коварным и опытным врагом, действовавшим вместе с фашистским полчищем – германским разведывательным органом «Абвер».
Работали мы напряженно, время было трудное, условий, конечно, никаких не было. Находились в блиндажах, крестьянских хатах, под обстрелом и бомбежками.
Перед переброской разведчиков в тыл противника неделями приходилось быть непосредственно на передовой линии фронта с тем, чтобы изучить обстановку и обеспечить безопасность перехода нейтральной линии фронта и преодоление переднего края немецкой обороны. Требовалась большая осторожность, напряженность и наблюдательность.
Припоминаются случаи, когда при наблюдении с НП батальона за благополучным переходом линии фронта разведчиком, видимо, проявилась наша неосторожность, буквально после нашего отхода на 20 метров НП был обстрелян артиллерией противника и разрушен. Не все чекисты остались живы и здоровы, многие погибли, а мой друг Устюшин В. И. , тоже из Саратовского УКГБ вернулся домой без руки. Мне посчастливилось.
Я при исполнении боевого задания был только ранен и 3 месяца пролежав в госпитале, был списан в тыловую часть, но по моему настоянию, вернулся на фронт к своей работе, которую закончил только в 1947 году в Австрии.
На Курско-Орловской дуге войска Красной армии нанесли сокрушительный разгром фашистским полчищам. Командование германской армии потеряло последнюю надежду на свою победу и окончательно убедилось в начале разгрома Красной армией фашистской Германии.
«Абвер» во главе с Вильгельмом Канарисом начал ориентироваться на американскую разведку и устанавливать с ней контакты, практически приступил к перестройке работы «Абвера» и его органов.
Органы контрразведки «Смерш» получили указание на проведение контрразведывательной работы в глубоком тылу немецких войск и на территории самой Германии, принимать меры к вербовке официальных сотрудников немецкой разведки.
В феврале 1945 года на освобожденной от фашистов территории Германии была захвачена машинистка Управления гестапо г. Берлина «Эльза», немка 27 лет, незамужняя. Она прибыла в Восточный район Германии к эвакуирующимся несколько раннее из Берлина матери и сестре. Отец ее остался в г. Берлине.
У нас были данные о наличии в Управлении гестапо картотеки на белоэмигрантов, проживающих в Германии. Вел ее белоэмигрант, в конце войны отрицательно настроенный против фашизма.
Будучи уверенными, что в ближайшее время наши войска захватят столицу рейха, Управление контрразведки «Смерш» приняло решение и сохранении этой картотеки до прихода войск в Берлин.
Для этих целей мы использовали «Эльзу». На сотрудничество с советской разведкой она вначале шла неохотно, настроена была против русских. В результате месячной обработки она наконец дала согласие.
О том, что «Эльза» выполнит наше задание у нас была уверенность, так как она любила свою мать и сестру, которые оставались в тылу советских войск и мы убедили ее во взятии нашими войсками Берлина, неминуемом разгроме немецкой армии.
После тщательной подготовки «Эльзы» ей было дано задание завербовать своего отца, войти в контакт с белоэмигрантом, работавшему с картотекой и передать ему письмо советского командования с просьбой о сохранении этой картотеки до прихода в Берлин Красной армии.
Самолетом на парашюте она была заброшена в 100-150 км от Берлина. Задание советской разведки она выполнила полностью, картотечные сведения попали в руки советской разведки.
Насколько эффективно работала контрразведка «Смерш» против немецких разведорганов оценку давал сам враг.
Долгое время Управление контрразведки «Смерш» фронта, например, работало против немецкого разведоргана «Абвергруппы-104», которую возглавлял с 1942 года белоэмигрант Власов.
Наша борьба против разведгруппы привела к полному ее распаду. Сам белоэмигрант Власов в 1944 году был направлен немецкой разведкой для прохождения службы в немецкий саперный батальон, который впоследствии был пленен нашими войсками. Власов же в лагере военнопленных был опознан нашими опознавателями и арестован.
Мне довелось проводить его допрос.
Он признался, что ему, как начальнику «Абвергруппы-104» приходилось очень трудно работать. Засылаемая им агентура в тылы Советской армии в абсолютном большинстве не возвращалась, а возвратившиеся агенты приносили очень скудные сведения. В конечном счете это привело к развалу разведгруппы.
Его же немцы направили в саперный батальон в качестве рядового шпиона, на случай пленения Советской армией проводить в лагере немецких военнопленных организационную работу, воспитательное воздействие и сплочение военнопленных вокруг себя, и при благоприятно складывающихся обстоятельствах организовать вооруженную борьбу и проводить диверсии.
Он же сообщил, что немецкие разведывательные органы значительное количество официальных сотрудников для сохранения жизни направляет под видом строевых командиров в немецкие воинские части. Большое их количество сосредоточилось в предполагаемой зоне американской оккупации Германии и Австрии.
А Власов был этапирован в Москву.
Управлением контрразведки «Смерш» 1-го Украинского фронта в момент завершения Отечественной войны были получены данные о передвижении штаба «РОА» изменника Родины (другого) Власова, вместе со всеми отделами и архивами по дороге в американскую зону оккупации Австрии в Альпы.
Об этом руководством Управления контрразведки «Смерш» фронта своевременно было доложено командующему войсками 1-го Украинского фронта. Он принял решение наперерез движущихся колонн направить танковую часть.
Интересен был захват Власова. Колонна власовцев была остановлена, командир танкового батальона Красной армии, который в глаза не знал генерала Власова, подбежал к одной из
легковых автомашин, открыл дверцу и спросил шофера, кто в ней едет. Ответа не последовало.
Командир обратил внимание на предмет, который находился на заднем сидении автомашины, накрытый одеялом. Под ним оказался Власов, в генеральской форме «РОА».
Сразу после захвата изменника Власова его доставили в Управление контрразведки «Смерш» фронта в г. Дрезден, в предместье Родебойль.
На допросе Власова пришлось присутствовать и мне.
И надо сказать, что он произвел на меня неприятное впечатление, вел себя трусливо, поэтому ответы давал без колебаний, сразу. Был поникший, безвольный, отвратительный, в поведении еще раз подтвердился его подлый характер.
После допроса он был переодет в гражданскую одежду.
На второй день начальником Управления контрразведки «Смерш» 1-го Украинского фронта, генерал-майором Островым и моим товарищем земляком Буниным изменник Родины Власов на самолете был конвоирован в Москву.
Конец его советский народ знает.
Он был осужден за измену Родине и предательство к высшей мере наказания через повешение.
Я мог рассказать о борьбе с немецкими разведорганами в годы Отечественной войны многое, но мне в заключении моего воспоминания хочется сказать, что за период существования органов КГБ и их деятельности было несколько периодов, в каждом из которых были свои особенности и трудности.
И сейчас, казалось мирное время, но чекисты всегда на своем посту. Им приходится трудиться с напряжением своих сил, поскольку империалистические разведки стали действовать против нашей страны более изощренно.
У империалистических разведок и антисоветских зарубежных организаций появились новые виды борьбы против нас: кроме шпионажа, террора и диверсии появилась широко масштабная идеологическая диверсия, психологическая война, антисоветская агитация и пропаганда и пр. пр.
И мне хотелось бы в специфике современного периода пожелать нынешним сотрудникам высоко нести достоинство чекиста, беспощадно вести борьбу с происками противника и, само собой разумеется, пожелать успехов в работе, счастья и крепкого здоровья.
Полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны
РЯБОВ Павел Васильевич.
Источник: газета «Чекисты Дона»