Писатель Михаил Захарчук: фильму из разряда «народных шедевров» «Они сражались за Родину» исполняется 45 лет

14 января 4:38

Писатель Михаил Захарчук: фильму из разряда «народных шедевров» «Они сражались за Родину» исполняется 45 лет

Сегодня исполняется 45 лет фильму «Они сражались за Родину». В год 75-летия великой Победы есть особый смысл нам с вами, дорогие друзья, вспомнить эту эпическую кинокартину. Ей посвящена одна из главок мой книги «Вячеслав Тихонов. Тот, который остался!». Называется она «Во имя всех тех, кто жив, и тех, кого уже нет… И тех кто будет потом. Фильм из разряда «народных шедевров»
Лето 1942 года едва ли не самый трагический период Великой Отечественной войны, когда наша армия, уже познавшая вкус победы над жестоким и сильным врагом, вновь терпит тяжёлые поражения. К слову, именно в этом году был издан знаменитый приказ № 227 — «Ни шагу назад!». То были гнетущие переломные дни, события невероятной, нечеловеческой тяжести для всей страны и особенно для армии.
…Потерявший в боях многих бойцов, советский стрелковый полк отступает к Сталинграду. Один из непродолжительных привалов. Солдат Пётр Лопахин (последняя роль в кино выдающегося актёр и писателя Василия Шукшина) идёт в ближайшую деревню с ведром только что пойманных раков. Рассчитывая на собственное обаяние, Лопахин просит старуху-казачку (Ангелина Степанова) помочь в приготовлении деликатеса. Но нарывается на презрительное отношение женщины, которая гневно и справедливо корит бойцов за отступление. После такой «проработки» нам становится ясно, что за маской весельчака у Лопахина скрывается серьёзный человек, глубоко переживающий за судьбу своей страны. А старуха выполняет просьбу Лопахина.
Командование ставит задачу удерживать высоту посреди степи. Бойцы оборудуют позиции в каменистом грунте. Отражают первую танковую атаку при помощи гранат и противотанковых ружей. Перед второй волной наступления немецкая авиация наносит бомбовый удар по позициям полка, в результате чего многие бойцы гибнут, тяжёлую контузию получает рядовой Николай Стрельцов (Вячеслав Тихонов), закадычный друг Лопахина. Немцы почти одерживают победу, но прибывшее подкрепление отбрасывает противника. Полк идёт ночью по горящему пшеничному полю. Рядовой Иван Звягинцев (Сергей Бондарчук), в прошлом комбайнер, ужасается масштабам причинённого войной ущерба.
В следующем хуторе бойцы вновь готовятся к бою, а неугомонный Лопахин, покоряя местных женщин, добывает молока и масла. Он же затем ухитряется из ПТРД (противотанковое оружие) сбить немецкий истребитель. И вновь бой с танками противника. Смертью храбрых гибнет молодой ефрейтор Кочетыгов (Андрей Ростоцкий, сын режиссёра). На последнем вздохе он поджигает вражеский танк бутылкой с горючей смесью. Пехота идёт в контратаку. Рядовой Звягинцев получает тяжёлое ранение. Немцы отступают. Молоденькая, хрупкая медсестра (Татьяна Божок) вытаскивает крупного («до войны весил 93 килограмма») Звягинцева с поля боя. Похоронив товарищей, полк вновь уходит дальше. Во время привала рядовой Некрасов (Юрий Никулин), отец четверых детей, веселит солдат смешной историей про то, как он случайно напугал дряхлую старуху, которая решила, что он ночью лезет к ней приставать. В медсанбате Звягинцева оперируют без наркоза, доставая многочисленные осколки из ног и спины.
Очередной привал полка в станице. Нет продуктов, а местные жители отказываются кормить отступающих солдат. Лопахин решает, во что бы то ни стало, обаять неприступную жительницу деревни – Наталью (Нонна Мордюкова) и раздобыть еды. Помогает ей всячески по хозяйству, а ночью пытается соблазнить женщину. Та бьёт наглеца в глаз. Наутро Лопахин через свой фингал видит изобилующий продуктами стол. Полагает, что его план все же удался. Однако Наталья же с горечью говорит: «У меня есть муж. Он сейчас в госпитале». И добавляет: еду местные женщины приготовили только потому, что узнали, какой тяжкий бой вчера провели солдатики.
Прибывший из вышестоящего штаба полковник благодарит бойцов за храбрость и самоотверженность. Целует знамя полка, которое на протяжении всего фильма старательно оберегалось. Большие силы советских войск медленно отступают в сторону Сталинграда. Лопахин в толпе замечает Николая Стрельцова. Оказывается, тот сбежал из медсанбата. Несмотря на полную глухоту и контузию, Стрельцов присоединяется к своим боевым товарищам, и вместе они уходят к великой крепости на Волге.
Чем, прежде всего, подкупает этот идущий два с половиной часа экранного времени фильм про минувшую войну. Вдумчивостью и неторопливостью повествования. Здесь нет ни штрафбатов, ни кровожадных политруков, ни сволочей из заградотрядов, ни тупых особистов – тех самых надоедливых штампов, которыми наше современное кино, а в особенности кино о войне, переполнено. Фильм хоть и снят по мотивам одноимённого романа Михаила Шолохова, но это не буквальная экранизация, а самостоятельное произведение. В картине нет главного героя, как такового. Но собирательный кинообраз советского солдата нам великолепно демонстрируют: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Иннокентий Смоктуновский. Как читатель прекрасно понимает, подобное созвездие актёров собрано отнюдь не по прихоти режиссёра-мэтра, а только лишь потому, что каждый из перечисленных художников как бы вносил свой личный, индивидуальный и неповторимый штрих в обобщённый образ советского бойца.
…Михаил Шолохов долгое время не решался отдавать свой всё-таки не законченный труд Бондарчуку. Классик сомневался: а получится ли кино, если сюжет и фабула не закольцованы? В основном и в целом всё-таки получилось. Бондарчук сумел максимально достоверно, вплоть до мельчайших деталей отобразить войну и быт сражающегося советского солдата. Верный своему творческому принципу режиссёр показал боевые действия во всей доступной достоверности и полноте. Для съёмок выстроили специальную деревню на месте реальных боёв 1942 года в 150 км от Сталинграда. То место на берегу Дона, рядом с посёлком Клетская, указал сам Шолохов. К тому времени от хутора Мелологовского почти ничего не осталось, но именно в этом месте поставили декорации станицы. И её же потом сожгли дотла. Вторично, для фильма. Бои снимались там, где они реально велись. Не было необходимости заново создавать приметы места действия, нужно было просто углубить, обновить сохранившиеся со времен войны полузаросшие окопы и воронки, убрать кусты, пожечь, хотя бы кусками, чересчур мирно зеленеющую траву. Эта совершено потрясающая точность выбора места съемок и строгость его оформления какой-то неописуемой аурой помогали актерам, словно бы увидеть тогдашние бои, почувствовать себя солдатами, преодолев вполне понятное несоответствие физического облика актеров 1975 года и тех, кто тут воевал в 1942 году. Исполнителям ролей в фильме надо было сполна передать зрителю состояние тех, кто успел полной мерой хлебнуть горюшка на трагических дорогах отступлений, распрощавшись с наивной надеждой на быструю победу малой кровью. Познав грозную и опасную силу жестокого агрессора, они прошли суровую школу ненависти, научились быть непреклонными даже в отчаянно трудных, могущих показаться безнадежными ситуациях. Напору противника противопоставили свою мужественную стойкость. Такая, вроде бы незначительная деталь: по требованию режиссёра все актёры, игравшие солдат, ходили в военном обмундировании круглосуточно.
Впрочем, создатели фильма буквально на каждом шагу добивались нашей зрительской сопричастности изображаемому. Помните: раненый грузный Звягинцев оказался на дне глубокой воронки. Его пытается вытащить, спасти сестричка. Не получается – слишком разные весовые категории. Но девчушка с комплекцией Дюймовочки (Таня Божко на самом деле чрезвычайно хрупкая) упорно пытается снова и снова спасти солдата. Нам, зрителям, почти физически хочется помочь сестричке. Только эта пигалица сама, в конце концов, справляется с непосильной задачей. А помогает ей, как уже может, сколько сил хватает, сам раненый.
Очень впечатляет финальный переход остатков полка с одного рубежа на другой. С виду вроде обыкновенный марш усталых военных людей. Но нет, перед нами масштабная панорама именно художественного отображения воинского строя. Солдаты мерной поступью идут по опаленной степи на фоне заходящего солнца, в багровом мареве угасающего летнего дня. Так, верно, шли защитники Земли Русской и пятьдесят, и сто, и пятьсот, и тысячу лет назад. Сдержанный пафос открывает нам невидимые грани планетарного события, придаёт возвышающий смысл действу. Фильм «Они сражались за Родину» показал нам рядового солдата во всём величии его немеркнущего подвига, почти былинно воспел мужество его боевого духа.
…Когда я пересматривал этот великолепный фильм, конечно же, не лишённый недостатков, мне вдруг с радостным озарением подумалось о том, что на определённом этапе своей истории русские люди становятся мистически непобедимыми. Как правило, долго запрягающие, русские могут только начинать по-настоящему боевые действия тогда, когда их противнику кажется, что он кампанию уже победно закончил. Вспомним: в Отечественную войну 1812 года Наполеон взял Москву. И даже сжег её. Правда, столицей она тогда не являлась. Во второй Великой Отечественной войне гитлеровцы точно наблюдали в бинокли шпили уже столичных высоток. Ну и что? Русский солдат в итоге покорил и Париж, и Берлин. Потому что когда речь заходит о судьбе Отечества, то потеря территории и человеческие потери для русских людей ровным счётом ничего ещё не значат. Они могут откатиться до Урала, за него – в Сибирь. Да хоть до побережья Тихого океана! Но потом оттолкнутся ногами о какую-нибудь родную кочку и завертят земной шар в обратном направлении. Русские, среди немногих народов – самые первые, кто может сказать о себе: мы никогда не будем рабами! И ради доказательства этой бесспорной истины русские готовы на любые, даже нечеловеческие испытания. Они случались в минувшую войну: в Бресте, под Ленинградом, под в Сталинградом, на Курской дуге и далее везде, где закапывался наш солдат в свою землю. И это следует напоминать всему миру неустанно. Чтобы не борзел. Ибо русский народ с тех пор, как осознал себя социумом, особым мiром (именно так как у Толстого) всегда был готов платить за свою свободу любую цену. Всегда! И любую! И платил! Что касается Второй мировой войны, то её «стоимость» для России не идёт ни в какое сравнение со всем остальным миром. Буквально. В любых мыслимых измерениях и параметрах плата России за Победу многократно превосходит страдания всего прочего мира вместе взятого. Понятно отсюда, что «прочий мир» чувствует себя поэтому неуютно и старается забыть минувшее. Но мы ему этого тоже не позволим! В том числе и благодаря таким фильмам.
Конечно, выдающееся операторское мастерство продемонстрировал Вадим Юсов. Война снятая им, выглядит по страшному поэтично и по поэтичному страшно. Длинные, неторопливые кадры в стиле Тарковского. Нет нигде этого ужасного мельтешения в кадре, дергающейся камеры, воспитывающей у зрителя исключительно клиповое сознание. Вот лишь некоторые визуальные метафоры, не оставляющие зрителя безразличным: рожь, снятая на уровне пояса, которую так и хочется погладить рукой; горящие лопасти ветряной мельницы — зримая демонстрация бессмысленности разрушений войны; крупные кадры каменистой выжженной земли, которую всё равно надо защищать насмерть; финальная сцена, когда с высоты показана нескончаемая колонна солдат, машин, танков, артиллерии, текущая в сторону Сталинграда. Гигантская, трудно постижимая логистика (и от логики, и от архитектоники самого движения). Очень эффективно снята сцена боя с молитвой Бондарчука. Но ещё лучше получился эпизод контузии героя Вячеслава Тихонова.
Пишу эти строки и сдаётся мне, что прямо вижу ту чрезвычайно эмоциональную сцену. Высший её накал наступает тогда, когда герой понимает: началась контратака наших, а он не может рвануть вместе с ними вперёд. Но и остаться у разбитой мельницы он не может, не имеет права. И Стрельцов начинает из последних сил ползти за остальными. Потрясающе! Просто-таки блестяще сыграна Тихоновым роль обыкновенного, как любят говорить и писать, рядового солдата. До контузии он никогда не улыбался. А когда она случилась, выяснилось, что человек неузнаваемо преобразился в желании выжить и снова сражаться. Сбегает из госпиталя, возвращается в свой полк, к своим товарищам, не смотря ни на что. И почти с виноватой улыбкой. Дескать, вы уж не обессудьте друзья мои, что приходится вам выслушивать моё томительное и тягучее мычание. Рад бы говорить нормально, да не получается. Вот он во всём величии и в удивительной простоте обыкновенный русский солдат, с непостижимой для остального мира душой. Так фантастически преобразиться, перевоплотиться из князя Андрея, воюющего в Отечественную войну 1812 года в солдата Стрельцова, сражающегося в Великую Отечественную войну под силу только выдающемуся актёру. Каким и был Тихонов.
Помните его бесподобный диалог с другом Лопахиным о катастрофе советской армии, приведшей их сюда — к Дону (а впереди Волга, Сталинград). На его горькие слова Пётр Федотович откликается более, чем определённо: «А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать. Бьют нас? Значит — поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны! Я тебе вот что скажу: ты при мне, пожалуйста, не плачь. Я твоих слез утирать не буду все равно». Стрельцов продолжает гнуть своё: «Да я в утешениях не нуждаюсь, дурень. Ты своего красноречия понапрасну не трать. Ты вот лучше скажи мне, когда же, по-твоему, мы научимся воевать?» В ответ – более, чем решительное заявление Лопахина: «Вот тут вот научимся. Вот в этих вот степях научимся! Я уже, например, дошел до такого градуса злости, что, плюнь на меня, слюна кипеть будет! Зверею! Но я свое горе на выставку не выставляю!»
Как известно, фильм «Они сражались за Родину» стал для Василия Макаровича Шукшина последним. Великий актёр, режиссёр, писатель и сценарист умер в конце съёмок. Последние сцены с его участием доснимали в павильоне «Мосфильма» с помощью дублёра — актёра Юрия Соловьёва. Известно так же, что роль Лопахина, вместо Шукшина озвучивал мастер дубляжа-актёр Игорь Константинович Ефимов. Менее известный тот факт, что этот же Ефимов озвучил более 630 ролей в фильмах. Самые знаковые его озвучивания: Анатолия Папанова в «Холодном лете пятьдесят третьего», Армена Джигарханяна в «Собаке на сене», Бронислава Брондукова в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Премьера фильма «Они сражались за Родину» состоялась 12 мая 1975 года. А через две недели картина вышла в широкий прокат. Только за тот год ленту посмотрели более 40 миллионов человек. Состоялась премьера и в станице Вешенской. Великий писатель, лауреат Нобелевской премии, дважды Герой Социалистического Труда Михаил Шолохов так представил картину: «Как автор книги, я за всё отвечаю один. Коллективу сложнее. Коллективом легко ведь только батьку бить. К чести Бондарчука, он умеет сплотить единомышленников. И тут хочу подчеркнуть: Шолохов без Шукшина, Тихонова, режиссера, композитора, других участников фильма ничего не стоит. Когда хорошо звучит только первая скрипка, а нет виолончели, контрабаса, – нет и оркестра. Как бы хороша ни была первая скрипка, она так и останется одной скрипкой.
У нас сегодня некий праздник. Как у хлеборобов праздник урожая, у нас – праздник свершения. Поработал, попотел, потрудился – теперь пожинаешь плоды. Так всё сделано или не так – это другой вопрос. Не может быть, чтобы о книге, любом другом явлении искусства существовало одно мнение. Кто-то хвалит, кто-то высказывается явно враждебно – тут требовать единодушия нельзя. Для меня важно одно: если найдёт этот фильм сочувствие и благой отклик в сердцах тех, кто воевал, мы будем считать, что дело сделано. Было бы не совсем верно говорить, что это поклон тем, кто погиб. В этом, конечно, есть доля правды. Но это, прежде всего, поклон живым».

Полковник в отставке Михаил Захарчук.