Галина Леонидовна — дочь Брежнева
Сегодня, 22 года назад, ушла из жизни Галина Леонидовна Брежнева. У неё были брат Юрий, на четыре года моложе. И была очень, как бы помягче выразиться, нестандартная, эпатажная биография, которой хватил бы на доброе женское воинское отделение. В детстве сильно хотела стать актрисой, но грозный отец запретил девушке даже думать о сцене. Став взрослой, Галина сполна компенсировала отсутствие сценического образования супер активным участием в культурной жизни страны. Особенной ей импонировал цирк. В нём нашла и первого мужа – Евгения Милаева. Акробат-силач был старше Галины на 20 лет, имел двоих детей-близнецов, мать которых умерла при родах. Галина занималась домашним хозяйством и ездила с мужем по гастролям, работая в его номере костюмершей. То была образцовая цирковая семья. Муж почти боготворил жену, буквально носил её на руках, делал шикарные подарки, осыпал бриллиантами, подарил соболью шубу. И она того заслуживала. Была прекрасной женой, хозяйкой, великолепно готовила. Приняла детей Милаева, Сашу и Наташу как родных. Родила дочь – Викторию. Да и карьера Евгения Тимофеевича росла как на дрожжах. Он стал народным артистом СССР, Героем Социалистического труда, кавалером четырёх высших орденов СССР, наконец, директором Московского цирка. Однако, подвела героя вторая после выпивки мужская слабость – молоденькие девушки. И Галина ушла от неверного. Не смогло склеить разбившийся семейный сосуд даже письменное обращение Милаева к третейскому судье Генсеку.
А Галя с ходу закрутил бурный роман с иллюзионистом Игорем Кио. На тот момент ему было 18 лет, ей — 33 года. Брак оформили официально, расторгнув в законном порядке предыдущий. Генсеку дочь написала: «Папа, я влюбилась. Ему 25». И уехала с молодым мужем в Сочи.
…С Игорем Эмильевичем автор сих строк был в очень добрых отношениях. Достаточно сказать, что иллюзионист настойчиво добивался, чтобы я выполнял у него обязанности пресс-секретаря. Видит Бог, я бы с удовольствием поработал с этим замечательным артистом и человеком, но носил в то время погоны, что исключало даже теоретически наше обоюдное тесное сотрудничество. Игорь рассказывал: «Девушки у меня уже были. В цирке это норма терять девственность практически в детском возрасте. Но по-настоящему я полюбил Галю впервые. Как-то не задумывался над тем, чья она дочь и что старше меня почти на пятнадцать лет. Официально наш брак продлился… девять дней. Так её могущественный отец распорядился. Но романтические, любовные наши отношения длились ещё четыре года. По советским законам после подачи заявления в ЗАГС требовался испытательный срок в два месяца. Но Галя потребовала немедленной регистрации. Сотрудники ЗАГС не посмели перечить дочери Генсека. Отмечали мы свою свадьбу в ресторане Прага. Потом поехали на гастроли в Сочи.
Отомстил нам бывший муж Гали — Евгений Милаев. Он нашел закавыку в бракоразводных документах. Пожаловался Леониду Ильичу. У нас обоих отобрали паспорта. Галя тут же вылетела из Адлера в Москву. Мне паспорт возвратили через две недели по почте. Страница о регистрации брака была вырвана. Испорченный паспорт я заменил. С тех пор мы встречались с Галей втайне, как и подобает настоящим любовникам. Я из любого города, где гастролировал, прилетал в Москву на свидание с любимой. Однажды Галя прилетела ко мне в Одессу и задержалась на несколько дней. Когда она улетела, меня вызвали сотрудники одесского КГБ. Категорически потребовали прекращения отношений с дочерью Генерального Секретаря ЦК КПСС. Иначе, сказал полковник, вы рискуете нарвать на крупные неприятности. Поверьте, я вам не угрожаю. Но приказ выполню. Тогда же Галя мне сказала: «Игорёша, они ведь ни перед чем не остановятся, чтобы нас остановить. А ты мне очень дорог. Будь счастлив без меня». Вскоре она вышла замуж за подполковника Чурбанова, а я женился на Иоланте Ольховиковой
В январе 1971 года Галина Леонидовна познакомилась с красивым, молодым, статным и сильным военным — майором внутренней службы Юрием Чурбановым. Ему исполнилось 34 года, ей — 41 год. После недели их бурного романа Галина познакомила своего избранника с отцом. Она даже не подозревала, что второе её замужество тщательно готовилось в недрах МВД, и курировал операцию «Женитьба» лично глава ведомства Николай Анисимович Щёлоков, друг юности Брежнева. Генсеку, изрядно уставшему от экстравагантных любовных похождений дочери, Чурбанов сильно понравился. Юрий Михайлович развёлся с супругой и женился на Галине Леонидовне. И тут его карьера, как анекдотическое везение Василия Ивановича Чапаева в картах, попёрла самым натуральным образом. В рекордно короткий срок никому неизвестный майор стал заместителем (генерал-лейтенантом), а затем первым заместителем (генерал-полковником) Министра внутренних дел СССР. Брак его с дочерью Генсека длился 20 лет.
А потом пришла катарстройка — прошу прощения – перестройка. Чурбанова арестовали за взяточничество. Когда он находился в местах заключения, Галина Леонидовна подала на развод и раздел имущества, что и было сделано в 1991 году. В суде она доказала, что большая часть имущества, конфискованная у Юрия Чурбанова по решению суда, либо принадлежала ей до брака, либо являлась подарками и наследством отца. Ей вернули автомобиль «Мерседес», антикварную мебель, люстры, коллекцию оружия, коллекцию из чучел животных.
Мой добрый приятель выдающийся цирковой артист Вячеслав Запашный дружил с дочерью Генсека. Рассказывал: «О ней сейчас говорят и пишут разное. К моему великому сожалению, по большей части врут безбожно. Меж тем, она была непростым человеком, но очень участливым и добрым. Однажды, кстати, очень меня крепко выручила. Мой брат в порыве ревности убил любимую подругу. Его приговорили к расстрелу. Вот тогда Галя организовала мне встречу с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорным, благодаря которому брат остался в живых. К слову, к Николаю Викторовичу мы ходили вдвоём с Галей. И просила за брата больше она, чем я. Снять с себя исподнее, чтобы поделиться с ближним – это было в её мятущемся характере. Выпивала – да, порой, и чересчур».
«Я каждый день была счастливой и несчастной, и не важно, что я не знаю, какой сегодня день. Все равно счастья было больше. Весь мир объездила. И на Брионах баловалась — это резиденция Тито, и у короля Дауда тоже, в Афганистане. В Америке, правда, не была. Не пустили. Там стреляют. Ну я к Феде, на Кубу, зарулила. Спрашивайте, спрашивайте, мне скрывать нечего, я атомной энергией не занималась. Я же филолог. И историк. Я только любовью занималась. А перед Чурбановым я ни в чем не виновата. Я не ела икру — ему посылала. Брат едет на свидание, я ему: «Игорек, передай от меня то-то и то-то, деньги там, лук, яблоки, картофель». Игорь едет, кормит его и поит. Ну, письма передавали: мы — ему, он — нам. Ему там плохо было — мы здесь мучились. Он мне книгу посвятил «Я расскажу все, как было». В Нижнем Тагиле написал, потом передал, и ее напечатали. Он написал не «жене». Он написал: «Посвящаю Брежневой Галине Леонидовне». Вдруг я с ума соскочу и опять на нем женюсь? А он даже не зашел. Юрий Михалыч! Ты меня слышишь? Вернись, пожалуйста. И не трогай меня. Я не предательница. Все, что я имела от Чурбанова, — сотрясение мозга. Он убивал меня вручную».
…В фильме «Брежнев» есть эпизод. Внучка спрашивает: «Дед, а ты царь или не царь?» — «Конечно, царь. А кто ж ещё». Стало быть, его дочь по праву можно называть царевной. А кем же ещё? История, понятное дело, сослагательного наклонения не знает. Но нам бы, я имею в виду тех людей, которые жили в одном времени с Галиной Леонидовной, конечно бы хотелось, чтобы наша царевна была лучше и качественней была. Но она была такой, какой была и более никакой. Работала костюмером в цирке, в агентстве печати «Новости», в архивном управлении МИД СССР, в ранге советника-посланника, в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Под занавес жизни стала злоупотреблять алкоголем. Скончалась Галина Леонидовна Брежнева от инсульта в деревне Добрыниха Домодедовского района Московской области, в Психиатрической больнице № 2 им. О. В. Кербикова 29 июня 1998 года во время прохождения курса лечения от хронического алкоголизма. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с матерью Викторией Петровной.
Михаил Захарчук