Дышев Михаил Кириллович — ветеран военной журналистики, военный педагог с многолетним стажем, кандидат исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке, ушёл из жизни
Прощай, учитель Дышев!
Ушёл из жизни ветеран военной журналистики, военный педагог с многолетним стажем, кандидат исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Михаил Кириллович ДЫШЕВ.
Он появился в нашем Львовском высшем ордена Красной звезды военно-политическом училище на кафедре журналистики, когда я учился уже на выпускном, четвёртом курсе. Поэтому довелось мне послушать лишь некоторые его лекции. К сожалению, всё уже из памяти поистёрлось. Но голос Дышева, слегка приглушенный, зато с очень отчётливой артикуляцией, помнится. Строгий и собранный в поведении, мало улыбчивый Михаил Кириллович мне запомнился ещё и очень придирчивым отношением к офицерской форме одежды. Носил её любовно и бережно, что меня обычно покоряло в старших товарищах. Внешний вид человека не всегда соответствует его внутреннему содержанию. Неряха и растрёпа может быть умным и порядочным. Однако, чаще всего случается именно так, что аккуратный офицер и порядочный человек. В смысле человеческой и офицерской порядочности Дышеву никто и никогда не мог закинуть упрёка. Велись, помнится, разговоры о том, что папаша, мол, расстарался и устроил своих двух сыновей в училище, под собственное крылышко. Однако всякие пересуды быстро заглохли потому, что сыновья Михаила Кирилловича оказались не только под стать отцу в трудолюбии, ревностному отношению к долгу, но и как положено воспитанным детям, во многом превзошли его. Собственно, высшая оценка Дышева, как военного журналиста и педагога – его замечательные во всех отношениях сыновья – Андрей и Сергей. За их плечами – служба в различных военных изданиях, Афганская война. Оба орденоносца. У каждого многим более трёх десятков книг, киносценарии. Оба – члены Союза писателей России.
…Как уже говорилось, лекций подполковника Дышева я слушал мало. Но одно практическое занятие с его участием осталось со мной на всю жизнь. Всё дело в том, что наше училище было всё-таки сухопутным. Мы годами изучали ракеты, танки, бронетранспортёры. Тактику штудировали все четыре года и даже сдавали по ней госэкзамен. А вот на авиацию отводилось… несколько часов обзорных лекций и один групповой выход на военный аэродром. Поехали тогда с нами полковник А. Александров, и подполковник Дышев. Ясное дело, что мы обоих преподавателей закидали едкими вопросами на тему о том, почему их кафедра журналистики мирится с таким безобразием: вся огромная авиация великой армии вместилась в несколько часов обзорных лекций. А ведь многим из нас предстоит служить в авиационных, пэвэошных изданиях. Александр Михайлович тогда тактично отмолчался, а Михаил Кириллович в основном согласился с нашими упрёками. Но при этом добавил: «Плохо, конечно, что авиации вам дали мало. Только я так думаю, что и других предметов тоже мало. Ибо научить всему тому, что вам понадобится на службе в войсках нельзя. Мы стараемся научить вас учиться. Вот это – самое главное для военного журналиста».
…Лишь сегодня, когда писал эти поминальные строки по ушедшему учителю, узнал, что, оказывается, и жена его Галина Сергеевна – ветеран Великой Отечественной войны. И что был покойный Михаил Кириллович основателем военной династии. Если сложить сроки службы его самого, его брата и его сыновей, будет многим более сотни лет на службе нашей Родины. Завидная и счастливая была судьба.
Полковник в отставке Михаил Захарчук.