Подгорный Николай Викторович — Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Сегодня – день рождения Председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Викторовича Подгорного. Он считался западными советологами вторым по влиянию членом Политбюро после Брежнева. Но летом 1977 года вдруг подал в отставку с поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР и вышел на пенсию. Понудило на такой шаг его ближайшее окружение. Пост формального главы СССР занял Брежнев, однако делами занимался его заместитель Василий Кузнецов. А Подгорного стали критиковать якобы за осуждение политики разрядки, за то, что он препятствовал политике правительства относительно увеличения производства товаров народного потребления. На одной из картин Налбандяна изображение Подгорного замалевали. 7 ноября 1978 года Подгорному удалось последний раз поприсутствовать на приёме в Кремле в честь годовщины Октябрьской революции. Он покаянно и подобострастно беседовал с Брежневым, Косыгиным, Громыко. А те откровенно демонстрировали соратнику недоумение его присутствием. Спичрайтер кремлёвский А. С. Черняев в своих дневниках называл Подгорного «ничтожным» и «случайным» человеком, отмечал его честолюбивый характер. А Никита Хрущёв написал: «Вот товарищ Подгорный. Мы его вытащили в Москву на большую должность, а он как был сахарным инженером, так им и остался». Отчасти всё это правда, но не вся. Ибо пробиться в кремлёвские небожители просто так, с кондачка было невозможно без определённой харизмы и, как минимум, нестандартных черт личности. А Подгорный был личностью, чтобы мы сейчас о нём ни писали. И, как минимум, не был дураком. Хотя бы потому, что великолепно играл в шахматы…
Живого Подгорного видеть мне не привелось. Но я хорошо знавал его многолетнего помощника, умнейшего человека и довольно известного специалиста по полиграфии Анатолия Головчанского. Он долгие годы возглавлял типографию, где помимо традиционной «Литературной газеты», печатались различные другие издания. Не раз я слышал от своего работодателя Вити Шварца: «Тут надо посоветоваться с Головчанским». Преинтереснейшим оказался человеком Анатолий Васильевич (меня так и подмывало всякий раз продолжить: Луначарский). Типографией стал рулить ещё при Александре Чаковском. Уже в постперестроечные годы Анатолию Васильевичу предложили пост заместителя министра РФ по печати. Госчиновникам он вежливо отказал, а знакомым объяснил: «В такие бардачные времена, мужики, умные люди держатся только за заводскую трубу». Возле своей типографской трубы Головчанский со временем стал далеко не бедным человеком, но никто из окружающих его людей этого совершенно не заметил. Как был скромным чиновником, так им же и остался. Ну, а то, что ездил на персональной «Волге», так он на ней лет тридцать и при застое ездил. Как уже говорилось, работал помощником Президента СССР Николая Подгорного. А еще когда был помоложе, стал чемпионом СССР по гребле. Практически непьющий человек, Анатолий Васильевич, тем не менее, нашей компании никогда не портил, потому что и рассказчик он чудный.
«Как-то мы поехали с шефом на атомный крейсер «Киров». Он с неподдельным интересом ходил по громадной посудине, а когда мы уже после обильного обеда покидали борт корабля, патрон сделал в книге посетителей собственноручную запись: «Был на крейсере «Киров». Произвел неизгладимое впечатление. Подгорный». В другой раз говорю ему: «Над этим вопросом, Николай Викторович, следовало бы серьёзно подумать». «Засунь свои думки в сраку» — ответил он, не дрогнув ни единым мускулом лица. А полетел со своей должности лишь потому, что недооценил Брежнева. Хотя не было такого дня, чтобы не требовал с меня нового анекдота. Расскажу ему, посмеётся и тут же бежит к бровастому. Часто повторял: Ленька у нас — переходная фигура. А тот так «перешёл», что пережил всех хитрованов, в том числе и моего шефа».
Шварц мне рассказывал, что Головчанский чрезвычайно трогательно заботится о матери-старушке. «Сам, между прочим, так и не женился. Говорит: не хочется омрачать матушке последние годы жизни присутствием в доме другой женщины.
У моего товарища циркового артиста Мстислава Запашного был брат, который в порыве ревности убил любимую женщину. Его приговорили к расстрелу. Слава дружил с Галиной Брежневой и та организовала ему встречу с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорным. «Николай Викторович очень внимательно меня выслушал и пообещал помочь. Брат остался в живых…».
Подгорный с женой Еленой Алексеевной вырастили троих детей. Дочь Леся Николаевна Наумова была биологом-селекционером. Сын — Анатолий Николаевич стал действительным членом Национальной академии наук Украины. Возглавлял Институт проблем машиностроения Академии наук Украины. Одна из улиц города Харькова носит имя Академика Подгорного. Дочь Наталия Николаевна была доцентом кафедры глазных болезней Московской медицинской академии им. Сеченова.
Скончался Николай Викторович Подгорный 11 января 1983 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Михаил Захарчук