Нина Васильевна Соколова — первая в СССР женщина-водолаз, инженер-полковник Военно-морских сил, автор идеи и участник строительства Ладожского трубопровода.
Нина Васильевна Соколова — первая в СССР женщина-водолаз, инженер-полковник Военно-морских сил, автор идеи и участник строительства Ладожского трубопровода.
Родилась в 1912 году в Череповце. Получив среднее образование в череповецкой школе, в возрасте 19 лет уехала в Ленинград, где поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. По окончании института работала в Экспедиции подводных работ особого назначения. В 1939 году окончила курсы усовершенствования специалистов водолазного дела.
В 1939 году Нина Васильевна впервые попала на войну. Во время Финской кампании руководила строительством десантного причала в Баренцевом море.
Великую Отечественную войну встретила в Ленинграде, где служила инженером-гидротехником 27-го отряда подводно-технических работ в аварийно-спасательной службе Краснознамённого Балтийского флота. Подразделение занималось восстановлением повреждённых бомбёжками подводных коммуникаций, прокладкой кабеля, подъёмом затонувшей техники, оружия, продуктов, зерна с затонувших барж и ушедших под лёд грузовиков. Часто работа велась под авианалётами и артобстрелами противника.
Осенью 1941 года работала в группе аварийно-спасательного обеспечения работы речной переправы в районе Невской Дубровки, участвовала в прокладке подводной трассы для буксировки боевой техники. Принимала участие в прокладке по дну Ладожского озера 45-километрового бронированного телефонного кабеля для обеспечения связи командования Ленинградского фронта с Генеральным штабом Красной армии. Участвовала в создании «Дороги жизни» и работе на трассе.
Весной 1942 года, когда запаса топлива в осаждённом Ленинграде оставалось на 100 дней, Нина Соколова выдвинула идею прокладки подводного трубопровода через Ладожское озеро. Участвовала в строительстве 29-километрового Ладожского подводного трубопровода, выполненном за 43 дня. За идею и участие в её реализации была награждена орденом Красной Звезды.
Принимала участие в прокладке по дну Ладожского озера подводного кабеля, послужившего прорыву энергетической блокады Ленинграда и получившего название «Кабель жизни». Осенью 1942 года получила ранение в ногу и плечо, была контужена. После лечения в госпитале вернулась в отряд.
В середине августа 1943 года была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После освобождения Ленинграда от блокады получила звание инженера-подполковника Военно-морских сил.
За время работы на Ладоге провела под водой в общей сложности 644 часа — около 27 суток.
Награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почёта», медалями.
После окончания войны участвовала в работах по разминированию и восстановлению мостов, строительстве стен причалов в Ленинграде, Кронштадте, Таллине, расчистке русла Невы.
В 1946 году получила звание инженера-полковника. В 1958 году вышла в отставку. Активно участвовала в военно-патриотической работе.
Умерла в Санкт-Петербурге в 2001 году. Похоронена на Серафимовском кладбище.
Материалы, связанные с жизнью и работой Нины Васильевны Соколовой, находятся в Кронштадтском Морском музее и Музее истории Ижорских заводов, её работе в годы Великой Отечественной войны посвящён ряд документальных фильмов и передач.