Самый молодой полный кавалер ордена Славы Кузнецов Иван Филиппович
У воинского мемориала на территории парка станицы Мигулинской рядом со станичным Домом культуры был открыт памятник полному кавалеру ордена Славы Ивану Филипповичу Кузнецову. На памятнике изображён уже взрослый мужчина, а уходил ведь на войну он подростком, чтобы мстить фашистам за их зверства, свидетелем которых он был сам (и не смог остаться дома). За два с небольшим года, в возрасте 16 лет, он стал полным и самым молодым (!) кавалером ордена Славы.
Иван Филиппович Кузнецов родился в 1928 году в станице Мигулинской в крестьянской семье Филиппа Андреевича и Анастасии Петровны Кузнецовых. В Мигулинской живут его родственники (в станице немало Кузнецовых).
Эту казачью станицу найти достаточно легко. Если ехать в сторону Москвы по трассе М-4 Дон и, не доезжая города Воронежа, свернуть по указателю «станица Казанская», то вы окажитесь на территории Верхнедонского района.
Здесь, в Мигулинской, Ваня сделал первые шаги по земле. Примерно через семь лет после рождения Вани, в 1935 году, семья Кузнецовых решила переехать в другой район. Это была сложная процедура, учитывая то, что колхозникам паспортов тогда не выдавали, а все переезды можно было сделать только с разрешения местного председателя колхоза. Видимо, всё это преодолеть удалось и семья перебралась жить на хутор Божковка Каменского района.
Здесь их застала война и оккупация, которая закончилась в феврале 1943 года.
Конечно, мать Ваню никуда не пускала, но он вызвался помочь найти окружные пути и тропинки к станции Лихая, добровольно сопроводить до станции Лихая несколько подразделений, входивших в 185-й гвардейский полк (82-й гвардейской стрелковой дивизии, 8-й гвардейской армии, 1-го Белорусского фронта). В полку его усыновили. Было Ивану Кузнецову на тот момент 14 лет и 2 месяца. Присвоили ему звание рядового, и стал он подносчиком снарядов к артиллерийскому орудию.
Первой медалью «За отвагу» он был награждён в возрасте 14 лет, орденом Красной Звезды — в 15 лет.
К награждению третьим орденом Славы наивысшей первой степени И. Кузнецов был представлен в конце апреля 1945 года за умелое ведение боя в одном из пригородов Берлина. Он даже расписался на стене Рейхстага. В тот момент ему было всего шестнадцать лет! Вручили этот орден только через год после окончания войны в мае 1946 года.
Орден Славы — особая награда. Его учреждение в годы войны — продолжение боевых традиций дореволюционной России, советский вариант Георгиевского креста. Он имел три степени, награждались им только солдаты, только за непосредственное участие в боевых действиях, только за личный подвиг.
Орденом Славы награждали нечасто. Например, в 1941-45 гг. Героями Советского Союза стали 12776 человек, полными кавалерами ордена Славы — 2674 человека. Самых молодых полных кавалеров (последнего призывного 1926 года) было около пятидесяти.
А дальше — только факты боевой жизни из официальных документов. Как указывается на сайте «Подвиг народа», «3 сентября 1943 года в составе орудийного расчёта принял участие в уничтожении тяжелого немецкого танка «Тигр» и подавлении вражеской пулеметной точки в районе села Долгенькое Изюмского района Харьковской области. В октябре за это награжден медалью «За отвагу» (было Ивану 14 лет и 9 месяцев).
26 февраля 1944 года наводчик Иван Кузнецов в составе орудийного расчёта отбил 4 контратаки противника, уничтожил до 100 человек живой силы противника, 6 дзотов и танк. Это было в хуторе Отрадный Херсонской области. 26 марта 1944 года Иван Кузнецов был награждён орденом Красной звезды. Было ему в это время 15 лет и 1 месяц.
15 января 1945 года ефрейтор Кузнецов при обороне в районе города Забадрова (Польша) прямой наводкой подавил две пулеметные точки и уничтожил два дзота. В ходе этого боя он был ранен и контужен, но продолжал оставаться в строю. 7 февраля Иван был награжден орденом Славы 3 степени». Меньше месяца назад ему исполнилось 16 лет.
Через 2 месяца, в марте 1945 года, при штурме крепости Кюстрин (Польша) командир артиллерийского орудия Иван Кузнецов вместе с расчётом уничтожил три пулемётные точки, обеспечив атаку пехоты. За этот боевой эпизод он был награждён орденом Славы 2 степени. В это время ему было 16 лет и 2, 5 месяца.
Наградной лист на орден Славы 2 степени ещё проходил по инстанциям (вручен 15 мая 1945 года), а Иван снова отличился. 25 апреля 1945 года в пригороде Берлина его расчёт прямой наводкой уничтожил зенитное и противотанковое орудия, три пулемётные точки и здание, где укрепились фашистские автоматчики.
Командование долго размышляло, какой же наградой отметить этот боевой эпизод в жизни 16-летнего командира орудия. Были предложения наградить его орденом Великой Отечественной войны, но сам командующий фронтом подписал приказ о награждении Ивана орденом Славы 1 степени. Орден этот И. Ф. Кузнецов получил спустя год после окончания войны.
За два года и три месяца участия в войне Иван Кузнецов прошел путь от подносчика снарядов до командира орудия, от рядового до сержанта, получил три ранения и контузию, награжден четырьмя орденами, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина».
После войны жизнь И. Ф. Кузнецова складывалась как у обычного человека: закончил в 1949 году военное училище бронетанковых войск, служил в армии до 1969 года, в запас ушел капитаном. Был дважды женат.
Последние 20 лет своей жизни Иван Филиппович прожил в небольшом белорусском городке Борисове (возможно, это было последнее место его армейской службы). Известно, что он работал в борисовском военкомате, потом на одном из местных заводов. Тяжело проболев несколько лет, умер в 1989 году. Сейчас уже трудно выяснить, почему он не был похоронен на центральном городском кладбище на Аллее героев, а нашел последнее успокоение на пригородном. Военкомат установил стандартный металлический обелиск, на котором время постепенно стирало фамилию, имя, отчество умершего. Никаких упоминаний о героической биографии Ивана Филипповича на могиле не было.
Могила долгие годы стояла неухоженной, в Борисове его не вспоминали на торжествах, хотя в книгах о войне и в Интернете о Кузнецове и его боевом пути упоминается неоднократно.
О почти заброшенной могиле Кузнецова написал в Интернете в конце 2013 года неравнодушный человек. И произошло чудо. Петербургский предприниматель и меценат Г. М. Погосян выделил средства на увековечение памяти героя. Полковник российской армии, уроженец города Борисова В. Волынец разыскал его родственников, создатель всероссийского проекта «Аллея российской славы» М. Сердюков безвозмездно передал в город бюст героя.
В апреле 2015 года в Белоруссии в городе Борисове состоялись торжества, посвящённые памяти полного кавалера ордена Славы, донского казака Ивана Филипповича Кузнецова: освящено новое надгробие на его могиле; установлена мемориальная табличка на доме, где он жил, а бюст героя передан в борисовскую гимназию №3 — там создаётся его музей и учатся внуки Иван и Дарья.
На торжества в Белоруссию собрались родственники Ивана Филипповича, люди, которые были с ним знакомы.
По крупицам их воспоминаний выяснялись подробности его жизни и черты характера. Сослуживец в мирное время А. Юшко рассказал, как в начале 50-х годов командир взвода Кузнецов был назначен адъютантом заместителя командующего армией. Должность оказалась не по характеру Ивана Филипповича, и очень скоро он вернулся к обычной офицерской службе.
Лариса, дочь И. Ф. Кузнецова, вспомнила (ей было 11 лет, когда он умер), что отец никогда не говорил о войне, по его мнению, это знать никому не нужно; что прикреплял свои боевые ордена только в день Победы, и только на гражданский костюм бежевого цвета (хотя, как офицер запаса, имел право надевать военную форму); что очень любил песню, в которой есть слова: «Казак поил коня из Дона» (старинная песня «От павших твердынь Порт-Артура»).
Двоюродная сестра Надежда, приехавшая из Архангельска, говорила, что Иван был красивый и скромный человек. А ее сын Юрий поделился своими детскими воспоминаниями: очень старенькая бабушка Нюся (Анна Никаноровна) ему, ребёнку, рассказывала, как растила она Ваню, какой он был самостоятельный и справедливый в детстве. И еще всегда плакала: жалко было Ваню, пацанёнком ушедшего на войну.
И тут выяснилось, что на родине Кузнецова, в станице Мигулинской, нет никакого упоминания о памяти великого земляка.
Когда эта информация стала достоянием общественности, руководитель проекта «Аллея российской славы», находящегося под попечительством Российского военно-исторического общества, Михаил Леонидович Сердюков, живущий в Краснодарском крае, взялся за реализацию идеи увековечить образ орденоносца Ивана Кузнецова на его малой родине.
Заслуженный художник России, скульптор Александр Аполлонов изготовил бюст Кузнецова. Он был отлит из бронзы в специальной мастерской города Кропоткина. Оттуда памятник был доставлен в станицу Мигулинскую.
В этом благородном деле проявили своё содействие ростовская региональная общественная организация «Суворовско-нахимовский кадетский союз», Комитет по молодёжной политике Ростовской области, командование Южного военного округа.
Церемония открытия бюста И. Ф. Кузнецова прошла в торжественной обстановке с воинскими почестями, согласно Уставу гарнизонной и караульной службы. Для этого в Мигулинскую специально прибыли рота почётного караула и военный оркестр, которые построились в ряды у станичного мемориала рядом с открываемым памятником. Напротив памятника у здания Дома культуры собрались жители Мигулинской, ветераны войны и труда, школьники. Начальник отдела областного военного комиссариата по Чертковскому и Верхнедонскому районам подполковник В. Н. Гомонов доложил главе администрации Верхнедонского района А. Г. Болдыреву о готовности к церемонии открытия. Честь открыть памятник была предоставлена А. Г. Болдыреву, главе администрации Мигулинского сельского поселения Е. Д. Скилковой и целому ряду почётных гостей. В их числе были министр культуры Ростовской области А. А. Резванов, председатель Комитета по молодёжной политике Ростовской области В. Н. Бабин, руководитель ростовской региональной общественной организации «Суворовско-нахимовский кадетский союз» Г. Г. Титарчук, начальник отдела Российского военно-исторического общества В. Н. Ралдыгин, полковник Российской армии, автор идеи увековечивания памяти И. Ф. Кузнецова в белорусском городе Борисове В. Г. Волынец, полковник в отставке, военный пенсионер и краевед Ю. И. Галкин.
О Галкине — отдельное слово. Информацию об Иване Кузнецове отыскал военный пенсионер, полковник в отставке, краевед Ю. И. Галкин, будучи внештатным корреспондентом одной из военных газет. Именно Ю. И. Галкин выяснил, что Иван Кузнецов является тем солдатом, который получил ордена Славы трёх степеней в самом юном возрасте.
Именно Галкин, а не кто-то другой из вышеперечисленных официальных лиц, смог провести поистине колоссальную исследовательскую работу. Именно он стал рассказывать об этом при встречах с журналистами. Всё это попало в Интернет и стало достоянием общественности.
Именно благодаря Галкину под звуки военного оркестра с бюста было снято покрывало цвета российского триколора, и взору участников митинга предстал солдат Иван Кузнецов, отлитый в бронзе.
https://topwar.ru/90863-shestnadcatiletniy-kavaler-ordena-slavy. html
Отдавая воинские почести, в завершение митинга перед открытым памятником прошли строем рота почётного караула и военный оркестр. Продолжилось торжественное мероприятие в зале Дома культуры станицы Мигулинской. Вниманию собравшихся был представлен концерт и показан документальный фильм «Мужайся, солдат!», посвящённый И. Ф. Кузнецову. В нём прозвучали воспоминания сестры и дочери героя. Отрадно, что теперь память об Иване Кузнецове наконец вернулась туда, где он родился. Отрадно, что есть сегодня неравнодушные люди, умеющие донести до потомков подвиги прошедших лет.
Автор:
Полина Ефимова
Источник: https://topwar.ru/90863-shestnadcatiletniy-kavaler-ordena-slavy. html