Амет-Хан Султан: дважды Герой, фронтовик, Заслуженный лётчик-испытатель СССР

14 января 4:45

Амет-Хан Султан: дважды Герой, фронтовик, Заслуженный лётчик-испытатель СССР

Был представлен к званию трижды Героя…
К 100-летию выдающегося лётчика Амет-Хана Султана

Николай Бодрихин

Был представлен к званию трижды Героя…
Иван Кожедуб писал, что когда у Амет-Хана спрашивали, героем какого народа он является: татарского или лакского, прославленный лётчик отвечал: «Я герой не татарский и не лакский, я Герой Советского Союза!».

Он родился 20 октября 1920 года в городе Алупке в Крыму, в семье рабочего. Отец — лакец (одна из народностей Дагестана), мать — крымская татарка. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в депо в Симферополе. Комсомольская организация дала ему направление в аэроклуб, окончив который он был принят в прославленное Качинское училище военных лётчиков.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании Качинской школы, в звании младшего лейтенанта направлен в 4-й ИАП (истребительный авиаполк), дислоцированный под Кишинёвом, имевший на вооружении истребители И-153 и И-16.

22 июня 1941 года младший лётчик 4-го ИАП Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего противника. С августа 1941-го лётчики полка прикрывали небо Ростова-на-Дону. 15 октября полк был выведен с фронта на переформирование и переучивание на английские истребители «Харрикейн».

С 4 декабря 1941 года 4-й ИАП находился в составе 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО Ярославско-Рыбинского района ПВО. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.

31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик Ю-88, ударив его левой плоскостью снизу. При ударе громоздкий, обломивший при ударе крыло, «Харрикейн» Амет-Хана застрял между двигателем и фюзеляжем загоревшегося бомбардировщика. Лётчику удалось руками оттолкнуться от неприятельского самолёта, выбраться из кабины своей машины и раскрыть парашют. . .

Городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой на Советской площади Ярославля, где был выставлен для всеобщего обозрения сбитый «юнкерс». За таран, совершённый над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина.

3 июля 1942 года полк был передан из ПВО в ВВС. Приступил к боевой работе на Брянском фронте.

В августе того года с Амет-Ханом познакомился другой известный дважды Герой, его однополчанин, соратник, а в конце войны и командир В. Д. Лавриненков. О своей первой встрече с Амет-Ханом, в своих мемуарах он вспоминает так:

«Я пошёл рядом с Амет-Ханом. Он стал рассказывать какой-то весёлый случай, связанный с игрой в шахматы. За ним потянулись все, кто стоял поблизости. Я, конечно, и не предполагал, что, сделав первые шаги по одной тропинке с Амет-Ханом, отмеряю вместе с ним, прекрасным человеком и бесстрашным истребителем, тысячи километров воздушного пространства, что вместе мы будем драться в сотнях боёв против гитлеровцев и оба дважды будем удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Мог ли думать, что подружусь с ним на всю жизнь, что почти через тридцать лет провожу моего неугомонного, жизнерадостного друга в последний путь».

Лётчики полка освоили истребители Як-7Б. С 21 августа 1942 года полк воевал в составе 8-й воздушной армии на Сталинградском фронте. Под Сталинградом, только с июля до середины сентября 1942 года на Як-7 и Як-1 Амет-Хан одержал 6 личных и 19 групповых побед, вошёл в число лучших асов и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, одного из нескольких за всю войну полков «свободных охотников». После переучивания на «Аэрокобру» он участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, в боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. Летом 1944-го лётчики 9-го гвардейского ИАП переучились на новый истребитель Ла-7, на нём Амет-Хан воевал в Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина. Победную точку гвардии майор Амет-Хан Султан поставил над Берлином 29 апреля 1945 года, сбив ФВ-190.

Воспоминания об Амет-Хане оставил в своей книге Герой Советского Союза маршал авиации С. И. Руденко:

«Об уроженце Крыма Герое Советского Союза Амет-Хане Султане мы были наслышаны ещё раньше как об искусном воздушном бойце. Теперь он воевал в небе Берлина и сразу зарекомендовал себя всевидящим, неуязвимым в воздухе, обладал молниеносной реакцией и необычайной выносливостью в сложном пилотаже».

Всего за время войны гвардии майор Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Среди лично сбитых Амет-Ханом 8 двухмоторных машин – по 4 Хе-111 и Ю-88, и один трехмоторный Ю-52.

Герой Советского Союза А. Ф. Ковачевич, однополчанин и командир Амет-Хана в годы войны, вспоминал о нём как об очень тонком лётчике, глубоко чувствовавшем свою машину: «В борьбе за снижение взлётного веса своего истребителя он всю войну был как бы на диете, не добирая и до 50 килограммов собственного веса».

После окончания войны большинство асов были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла трудно – давал знать недостаток образования. Ф. Ф. Архипенко вспоминал, как они – он, Амет-Хан и Д. Б. Глинка, сидя рядом, писали диктант при подготовке к вступительным экзаменам. Чувствуя, что в русском языке они не сильны, пытались замаскировать написанное национальными особенностями. Фёдор Фёдорович, как белорус, ставил над буквами затейливые росчерки, Дмитрий Борисович некоторые «и», писал по-украински, с точкой вверху, а Амет-Хан списывал у них обоих, дополняя написанное какими-то «кабалистическими» знаками. Молоденькая преподавательница, проверившая их листочки, на разборе диктанта расплакалась. В начале 1946 года лётчик подал рапорт об отчислении из академии. Рапорт был удовлетворён, Амет-Хан Султан был уволен и из академии, и из армии.

Мария Кузьминична Покрышкина вспоминала, как весной 1946 года на одной из московских улиц они с Александром Ивановичем встретили Амет-Хана: он был без наград, неважно, не по погоде одет, имел рассеянный вид. А. И. Покрышкин, знавший лётчика с 1943 года, разговорился с ним, расспросил о его проблемах, вместе они зашли куда-то перекусить.

Когда они расстались и пошли домой, Мария Кузьминична, тоже знавшая Амет-Хана с военных лет, спросила у мужа, о чём они говорили. Александр Иванович как всегда сдержанно ответил ей:

– Сильный лётчик, отличный мужик. Связался с дружками… Надо ему помочь.

В один из ближайших дней Покрышкин позвонил генерал-полковнику авиации К. А. Вершинину, в воздушной армии которого воевал в 1943-м. Вершинин в то время был назначен Главнокомандующим ВВС – заместителем министра Вооружённых сил СССР.

К. А. Вершинин, вероятно, позвонил хорошо известному ему генерал-лейтенанту И. Ф. Петрову, только что назначенному начальником Лётно-исследовательского института, и Амет-Хан был принят туда лётчиком-испытателем.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему был присвоен 3-й класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса.

16 июня 1949 года совместно с И. И. Шелестом на самолётах Ту-2, фактически по собственной инициативе, они провёли первую в стране автоматизированную дозаправку в воздухе – «крыло в крыло», когда из крыла одного самолёта выпускался заправочный шланг, а другой самолёт ловил конец шланга специальным заправочным приёмником. Немедленно приехавший после этого полёта в Жуковский, скупой на похвалу конструктор А. Н. Туполев восхищённо благодарил лётчиков.

В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполнили первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и затем проводили его заводские испытания.

В 1951—1953 годах Амет-Ханом Султаном совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого самолёта-аналога самолёта-снаряда противокорабельной системы «Комета». Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал около 3000 метров высоты, после чего отцеплял самолёт-аналог, который шёл на цель. В ходе испытаний Амет-Хан выполнил первый полёт на самолёте-аналоге с земли, первый старт с самолёта-носителя и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. Самолёты-аналоги управлялись с самолётов-носителей, и лишь в 200–150 метрах от цели лётчик-испытатель переходил на ручное управление, уводя аналог от цели, заходя на грунтовую полосу и сажая его. Посадочная скорость аналога достигала 350 км/час, а садился он на лыжу. Ценность проведённых испытаний была исключительной, вклад Амет-Хана Султана первостепенен, и главный конструктор КБ-1, выдающийся советский радиоспециалист А. А. Расплетин, опираясь на поддержку П. Н. Куксенко и С. Л. Берии, ходатайствовал о присвоении ему звания трижды Героя Советского Союза. Но…

За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени. А вот С. Н. Анохину и В. Г. Павлову были присвоены звания Героев Советского Союза.

12 ноября 1958 года во время полёта на двухместном УТИМиГ-15, при испытании катапультного кресла парашютистом-испытателем В. И. Головиным произошёл нештатный взрыв пиропатрона. При этом был пробит топливный бак, катапультное кресло деформировано, обе кабины залиты керосином. Амет-Хан Султан принял мужественное решение и сумел успешно посадить повреждённую машину.

В 1961 году Амет-Хану Султану было присвоено почётное звание «Заслуженного лётчика-испытателя СССР».

Он провёл ряд испытательных работ на Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18, Ил-28, МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-110, Як-25, Як-27, Як-40… Освоил около 100 типов летательных аппаратов, его общий налёт составил 4237 часов.

Амет-Хан Султан был женат, имел двух сыновей. Жил в городе Жуковский Московской области.

Многие его товарищи отмечали, что Амет-Хан Султан был исключительно скромным человеком. Свои многочисленные награды он носил крайне редко, а когда вынужден был надевать Золотые Звёзды – изобрёл «маскирующий» жест, когда большой палец левой руки он подсовывал под левый лацкан пиджака, тем самым закрывая кистью руки награды…

За испытательную работу Амет-Хан был награждён орденами Красного Знамени и Знак Почёта.

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении рискованного испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Как выяснила комиссия, после взлета возникли расходящиеся колебания из-за разгона с закрылками. Кабина с летчиками практически отломилась, ее нашли в четырех километрах от места падения основной части самолета. Вместе с Амет-Ханом погибли Р. Г. Ленский – инженер; В. А. Михайловский – штурман-испытатель; Е. Н. Венедиктов – летчик-испытатель; А. В. Воробьев – бортрадист.

Похоронен Амет-Хан Султан на Новодевичьем кладбище.

Дважды Герой Советского Союза подполковник Амет-Хан Султан (24. 08. 1943, 29. 07. 1945) награждён тремя орденами Ленина (28. 10. 1942, 14. 02. 1943, 24. 08. 1943), четырьмя орденами Красного Знамени (15. 11. 1942, 18. 10. 1943, 20. 04. 1945, 3. 03. 1953), орденами Александра Невского (7. 04. 1944), Отечественной войны I степени (20. 01. 1945), Красной Звезды (15. 11. 1942), Знак Почёта (31. 07. 1961), медалями.

Бюсты Герою установлены в городах Алупка, Каспийск, Феодосия, на аллее Воинской Славы в Киеве, в ауле Цовкра, а также в городе Махачкала – на проспекте, носящем его имя и напротив здания аэровокзала. В городе Ярославле установлен памятник лётчику. Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, Судаке, Каспийске, площадь в Симферополе, горный пик в Дагестане и Махачкалинский аэропорт. На здании железнодорожного вокзала Симферополь-пассажирский установлена мемориальная доска. Почётный гражданин города Алупка.

Источник: «Столетие»

https://www. stoletie.ru/territoriya_istorii/byl_predstavlen_k_zvaniju_trizhdy_geroja_893. htm