Баевский Георгий Артурович — Герой Советского Союза, выдающийся лётчик — истребитель, фронтовик, автор мемуаров «С авиацией через ХХ век»

14 января 4:47

Баевский Георгий Артурович - Герой Советского Союза, выдающийся лётчик - истребитель, фронтовик, автор мемуаров «С авиацией через ХХ век»

11 июля этого года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося лётчика-истребителя и лётчика-испытателя Героя Советского Союза Георгия Артуровича Баевского. Он имел необыкновенную судьбу.

Родился Георгий в семье кадрового работника МИДа, а де-факто – сотрудника внешней разведки СССР Георгия Матвеевича Баевского. С 1930 года маленький Георгий, вместе со всей семьёй (отцом, матерью и младшим братом) жил в Берлине. Там он был свидетелем прихода к власти Гитлера, массовых бравурных митингов, зловещих факельных шествий. Там же его не миновало увлечение авиацией, характерное и для немецких мальчишек того времени, некоторые из которых были его приятелями.

В 1934-1936 гг. , при угрозе провала, его отец, вместе с семьёй, был направлен в командировку в Швецию, где взрослеющий Георгий был познакомлен с полпредом СССР в Швеции, легендарной А. М. Коллонтай. В Стокгольме он успешно окончил 6 класс, о чём получил свидетельство Стокгольской народной школы. С первого по десятый класс Георгий успешно учился в московской, берлинской, стокгольмской, опять в московской школах, освоил два иностранных языка – немецкий и шведский.

Учеником 9-го класса, весной 1939 года, Георгий поступил в аэроклуб Дзержинского района города Москвы. Пройдя теоретический курс, совершив несколько полётов на биплане У-2, весной 1940 года он закончил аэроклуб и получил возможность поступить в лётную школу. Но родители не поддержали его: «Окончи сначала школу среднюю».

Тайком от родителей, оформив в аэроклубе все необходимые документы и получив направление в Серпуховскую военную авиационную школу, оставив домашним записку: «Ушёл к товарищу, буду через два часа», и не взяв с собой никаких вещей, он уехал в Серпухов!

Через несколько дней в лётную школу приехал отец, увидел его в курсантской форме, коротко стриженым и, не делая сыну никаких упрёков, заметил, что теперь важно решить вопрос об аттестате зрелости. Педсовет школы пошёл навстречу молодому лётчику и выдал его отцу аттестат об окончании средней школы без выпускных экзаменов.

Удивительна скромность Георгия Артуровича: ему, человеку к 14 годам свободно владеющему сразу двумя иностранными языками и в голову не пришло поступать куда-то в «языковой вуз» или в университет, что было бы естественным для большинства современников. Нет, в духе времени, он пошёл учиться на лётчика…

7 мая 1940 года, за полтора месяца до окончания средней школы, он стал курсантом Серпуховской военной авиационной школы лётчиков. В октябре 1940-го окончил лётную школу, ставшую к тому времени Вязниковской, где, как дисциплинированный курсант и хороший лётчик, был назначен на должность лётчика-инструктора. Его общий налёт на истребителе И-15бис, за время обучения в лётной школе составил 22 часа 15 мин.

Во время войны младший лейтенант Г. А. Баевский продолжает службу инструктором, живёт в Вязниках, летает на самолётах У-2, Р-5, УТ-1, УТИ-4, И-15бис, И-16 и Ла-5, вывозит курсантов, как лётчик-истребитель дежурит вдоль трассы Москва-Горький, повышает собственной лётное мастерство. Дважды, в 1941 и в 1943 гг. он побывал в Москве, последний раз в госпитале у раненого отца.

К началу 1943 года его налёт составлял уже 700 час. , из них 230 час. на И-16 и 4 часа 34 мин. на Ла-5.

Наконец, в середине апреля 1943 года лейтенант Баевский был направлен на стажировку в 5-й гвардейский истребительный авиаполк (ИАП0, входивший в состав 207-й ИАД 17-й Воздушной армии Юго-Западного фронта. В первый же день приезда в полк –16 апреля 1943 года он был представлен командиру полка – выдающемуся лётчику-истребителю, Герою Советского Союза (впоследствии дважды Герою) гвардии подполковнику Василию Александровичу Зайцеву (на фото).

Он произвел на Баевского самое сильное впечатление. В беседе с ним В. А. Зайцев, в частности, сказал:

«Пойдёте во вторую эскадрилью, к Лавейкину. Он, хотя и молод, но уже капитан, имеет много сбитых… Вам достанутся опытные ребята. Надо, прежде всего, проникнуться глубоким уважением к ним. Может быть, вам покажется, что они не очень готовы. У нас нет лётчиков, которые могли бы тягаться полностью с вами, как с инструкторами. Я сам был инструктором несколько лет, знаю это дело. То, что вы инструкторы, это ваш большой плюс. С таким налётом, как у вас, вы должны быть по технике пилотирования в числе первых. Но здесь война, здесь соображать надо. Не перечить командиру, даже если что-то покажется неправильным. Безусловно выполнять то, что он прикажет».

Диктофон в те годы был большой редкостью, но за точность этих слов можно ручаться, поскольку ещё с довоенных лет Георгий взял за правило записывать в записную книжку эпизоды и слова, которые произвели на него впечатление. Эту затёртую старую книжечку я сам видел в руках Георгия Артуровича.

Вскоре над советской территорией был сбит и пленён немецкий лётчик. Каково же было удивление и командования полка, и немца, когда Георгий на хорошем, «домашнем» немецком языке задал пленному несколько вопросов и тот, сражённый доверительными оборотами родного языка, решился отвечать. Особенно был поражён способностями молодого лётчика командир полка –Зайцев, тем более, что пленный лётчик сразу сообщил ценнейшие сведения. Судьба Баевского была решена – он остался в полку.

Впоследствии Георгий Артурович пытался выяснить фамилию того немца, но ему это не удалось (документы, касавшиеся пленных противников изымались НКВД и оставались в его архиве) и он, несмотря на просьбы, даже не стал упоминать этот эпизод в своих мемуарах.

Вскоре, в начале июля 1943 года развернулись грандиозные воздушные бои над Курской дугой, в ходе которых Г. А. Баевскому суждено было стать одним из результативнейших наших лётчиков.

Лейтенант Баевский одержал под Курском 10 личных побед (ещё два «мессера» он сбил до начала битвы), среди них 5 Хе-111, тогда как, например, у И. Н. Кожедуба – 9 личных побед (нет сбитых двухмоторных), А. С. Куманичкина – 12 личных и 2 групповых (только 1 сбитый лично – двухмоторный – ФВ-189), те же 12 лично и 2 в группе сбили над Курской дугой однополчанин Г. А. Баевского И. Н. Сытов (1 двухмоторный лично и два в паре) и Н. Д. Гулаев (из них только один двухмоторный ФВ-189 в группе); П. М. Кучеренко, павший в воздушном бою 11 августа 1943 г. – 12 личных и 9 групповых побед (из них 4 ФВ-189 и Ю-88 лично, а также 1 ФВ-189 и 1 Ю-88 в группе), В. И. Попков сбил под Курском 12 самолётов противника лично (из них два многомоторных – Ю-52 и Хе-111); С. Д. Луганский сбил под Курском 18 самолётов противника (но среди них только 1 двухмоторный Ю-88). Учитывая, что стоимость двухмоторной машины в 4-5 раз превосходит стоимость одномоторного истребителя (Ме-109 или ФВ-190) или пикировщика(Ю-87), вклад Г. А. Баевского и П. М. Кучеренко в общее число воздушных побед наиболее значим.

Лётчики 5-го гвардейского ИАП до октября 1943 года воевали на истребителях модификации Ла-5Ф, этой машине было ещё далеко до прекрасной формы прославленного Ла-5ФН, который они, ещё не полностью доведённый, получили только в сентябре 1943 года.

Лётчики полка участвовали в боях за Днепр, а с августа 1944 по февраль 1945 г. , когда полком командовал подполковник Н. С. Виноградов, полк вовсе не участвовал в боях. Георгий Артурович всегда сетовал на этого командира, при котором полк был выведен из боёв задолго до победы. Вообще, режим работы советских истребительных полков, с большими перерывами и длительными отпусками лётчиков, он считал неверным.

– Лётчики втягиваются в боевую работу, это сложный и тонкий процесс и вдруг отвлекать их от неё, принципиально неверно, – говорил он.

Боевую работу лётчики полка возобновили лишь в феврале 1945 года, когда исполняющим обязанности командира полка был назначен бывший комиссар полка гвардии капитан В. П. Рулин, имевший на личном счету не менее пяти побед. В мае 1945 года его сменил известный ас, Герой Советского Союза, подполковник В. П. Бабков, ранее командовавший 32-м и 88-м гвардейскими ИАП, бывший заместителем командира 2-го гвардейского. В конце февраля 1945 года гвардии капитан Г. В. Баевский одержал свои последние победы, сбив два ФВ-190.

Интересно, что Г. А. Баевский и С. Г. Глинкин были удостоены звания Героя Советского Союза в один день – 4 февраля 1944 года. С. Г. Глинкин, с 30 личными и 1-й групповой победой, наряду с В. И. Попковым был результативнейшим асом 5-го гвардейского ИАП. Впоследствии он представлялся и к званию дважды Героя, но представление не было удовлетворено из-за дисциплинарного проступка лётчика.

Дружеские отношения со своими однополчанами:А. А. Ворончуком, В. В. Ефремовым, И. С. Глазковым, С. Г. Глинкиным, В. А. Зайцевым, Н. Г. Ильиным, Н. С. Киянченко, И. П. Лавейкиным, П. И. Песковым, М. В. Подгорным, В. И. Попковым, В. А. Рулиным, А. А. Собакиным, И. А. Шардаковым, Д. К. Штоколовым, Е. М. Ярёменко, Г. А. Баевский поддерживал до конца жизни.

Георгий Артурович воевал в составе 5-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС РККА – результативнейшегоистребительного полка среди всех полков советских ВВС, лётчики которого одержали в воздушных боях 657 побед, среди сбитых более половины – 339 бомбардировщиков. Всего силами полка, в небе и на земле, было уничтожено 739 самолётов противника.

В полку выросло два дважды Героя Советского Союза – В. А. Зайцев и В. И. Попков, кроме того в полку воевало 27 Героев Советского Союза. В воздушных боях погибли Герои Советского Союза: В. П. Бахвалов и И. Н. Сытов, а также – Е. В. Быковский, П. С. Ковац, А. Б. Мастерков, И. И. Мещеряков и А. М. Соколов, удостоенные звания Героя Советского Союза посмертно.

После окончания Военно-воздушной академии им Жуковского в 1951 году Г. А. Баевский направляется в НИИ ВВС, летчиком-испытателем двухмоторных самолетов. Впоследствии он служит старшим летчиком-инспектором, командиром авиационного полка, заместителем начальника по летной подготовке Центра летной и технической подготовки руководящего офицерского состава ВВС в Липецке, после ликвидации которого в 1960 г. он был направлен в Академию Генерального штаба.

Успешно закончив вторую академию, Георгий Артурович становится заместителем начальника НИИ ВВС.

Девять лет службы в НИИ ВВС он считал самыми счастливыми в своей жизни. Он лично проводил облет и испытания новой техники – всего он облетал 77 типов самолетов и вертолетов, из них 45 новых типов.

В НИИ ВВС крепкая дружба связывала Г. А. Баевского со С. А. Микояном, С. Г. Дедухом, А. Е. Боровых, И. Д. Гайдаенко…

Весной 1971 года Г. А. Баевский был назначен старшим группы, командированной в Египет. Стояла задача: в обстановке глубокой секретности организовать разведку военных объектов израильтян на Синайском полуострове.

Два МиГ-25Р, два МиГ-25РБ, шестеро летчиков, и группа инженерно-технического состава на Ан-22 прибыли в Каир.

Баевский2. jpgБоевые вылеты «двадцать пятых» проходили на высотах 23 – 24 км на скорости 2, 5М над Синайским полуостровом и территорией Израиля. Георгий Артурович вспоминал, как на экранах радаров он отчетливо видел безрезультатные попытки «Фантомов» и иных типов самолётов противника перехватить «арабских» разведчиков.

В 1971 году генерал-майору авиации Г. А. Баевскому было присвоено почётное звание Заслуженного военного лётчика СССР. В разговорах с близкими Георгий Артурович не раз сокрушался – ну почему не дали звания Заслуженного лётчика-испытателя СССР. Хотя звание лётчика-испытателя СССР 1 класса было ему присвоено ещё в 1966 году.

После списания с лётной работы в 1974 году, более тридцати лет Г. А. Баевский работал в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского на кафедре тактики и истории военного искусства.

В 2001 году увидело свет первое издание написанных им мемуаров «С авиацией через XX век», впоследствии неоднократно переизданные. В этой книге он рассказал о своём честном жизненном пути, заключив её приложением «Результативные лётчики 5-го гвардейского Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого Берлинского авиационного истребительного авиационного полка».

Запомнилась колоссальная презентация книги Г. А. Баевского в актовом зале Академии им. Н. Е. Жуковского в Москве. На встрече присутствовал цвет отечественной авиации: дважды Герои М. П. Одинцов, В. И. Попков, Г. Ф. Сивков, Герои Советского Союза: Ф. Ф. Архипенко, В. В. Ефремов, С. Г. Глинкин, П. С. Дейнекин, В. С. Ильюшин, Д. В. Каприн, С. А. Микоян, Е. Г. Пепеляев, В. В. Решетников, Г. А. Седов, К. М. Трещёв, А. А. Щербаков, многие другие известные лётчики. Запомнилось, как были поражены уровнем спора Г. А. Седова и В. В. Решетникова сидевшие рядом журналисты: «Ну и ну!» – разводя руками, говорили они друг другу. К сожалению, на это великолепное собрание никак не среагировало телевидение…

При подготовке к 60-летию Победы в Москве устанавливали большие щиты (3×6 м) с изображением портрета, фамилии и одного из эпизодов боевой работы немногих Героев Советского Союза–москвичей, оставшихся жить в то время. Один из плакатов с надписью «Герой Советского Союза лётчик-истребитель Георгий Артурович Баевский был установлен прямо у дома Героя. Он успел сфотографироваться у портрета в форме, вместе с сыном и одним из внуков. . .

Умер Георгий Артурович 6 мая 2005 года, в собственной квартире, пытаясь встать из глубокого кресла, когда услышал звонок в дверь.

Николай Бодрихин

Источник: «Столетие»