Как удаляются «белые пятна» в истории Флота России

14 января 4:47

Как удаляются «белые пятна» в истории Флота России

Как удаляются «белые пятна» в истории Флота России
при поддержке Фонда президентских грантов

«Поклон кораблям Великой Победы» – проект «Русского Географического Общества», посвященный увековечиванию памяти погибших русских моряков. За годы Великой Отечественной войны наша страна потеряла более 5000 судов различных классов. Во время Первой Мировой – 32 боевых корабля. Некоторые из них были подняты со дна морского, но большинство остались там, где затонули – во многих случаях до сих пор неизвестно где. Их экипажи, а также многочисленные пассажиры, которых перевозили боевые суда по ходу эвакуации и спустя десятилетия после завершения военных баталий считаются пропавшими без вести. Так что вполне обоснованно главными задачами проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» является установление точных координат гибели экипажей кораблей и подводных лодок, проведение идентификации и сокращение списков военнослужащих, числящихся пропавшими без вести, создание на морских побережьях мест поминовения военнослужащих, отдавших свои жизни за Родину.
Проект «Поклон кораблям Великой Победы» получил грант Президента РФ на развитие гражданского общества.
НИИП имени В. В. Тихомирова (входящий в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»), с 2005 года постоянный участник «Разведывательно-водолазной команды» (РВК) в экспедициях
«Поклон кораблям Великой Победы», в этом году принял участие в новом проекте РВК «180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва». Проект задуман для комплексного подводного исследования, приуроченного к 80-летию Таллинского перехода кораблей и судов Балтийского флота и остатков советских сил из осаждённого Таллина, проведения паспортизации объектов и создания интерактивной онлайн карты одной из самых трагичных историй войны с целью удаления «белых пятен» в истории Флота России и закрепления исторической памяти об этом значимом событии.
Таллинский прорыв признан одной из крупнейших морских операций Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, проведенной в ее начальной стадии Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ) по решению Верховного главнокомандующего (ВГК), под руководством Военного совета Северо-Западного направления (СЗН).
Новый проект стартовал 5 мая 2021 г. из исторической штаб-квартиры «Русского географического общества» (РГО), г. Санкт-Петербург. Провожали команду экспедиции
напутствующими словами родственники погибших моряков, представители РГО и общественных организаций.
По ходу этой экспедиции РВК обнаружила и идентифицировала в Финском заливе четыре транспорта, погибшие в 1941 году от многочисленных ударов немецкой авиации.
Как установлено современными историками Германия, при подготовке к войне с Советским Союзом, уделяла захвату Прибалтики особое внимание – важное стратегическое значение имел контроль над ключевыми балтийскими портами и ликвидация или захват базирующегося в них советского флота.
Уже 9 июля 1941 г. части группы армий «Север» под командованием генерал -фельдмаршала Вильгельма фон Лееба захватили Марьямаа: до Таллина гитлеровцам оставалось преодолеть 60 километров. 5 августа началась Таллинская оборона силами 10 — го стрелкового корпуса, совместно с немногочисленными отрядами сформированными из моряков Балтфлота, служащих НКВД СССР, а также частями народного ополчения.
Конечно, в такой тяжёлой ситуации возникла острая необходимость экстренной эвакуации оборудования промышленных предприятий и сил Балтийского флота из столицы советской Эстонии. Она проходила в тяжелейших условиях: на побережье, контролируемом противником, были развернуты береговые артиллерийские подразделения. ВМФ Финляндии, совместно с немецким флотом на Финском заливе установили мощные минные заграждения. Кроме того, для нанесения авиаударов по советским кораблям находились в боевой готовности 110 самолетов Люфтваффе и 10 самолетов финской авиации. А ещё Финский залив усиленно патрулировался финскими торпедными катерами, которые также были предназначены атаковать отступающие из Таллина корабли нашего Балтийского флота. Он выходил четырьмя конвоями под прикрытием отряда главных сил, отряда прикрытия и арьергарда. Отряд главных сил должен был обеспечивать защиту первого и второго конвоев от мыса Юминда до острова Гогланд, отряд прикрытия – второго и третьего конвоев от острова Кери до острова Вайндло. В обязанности арьергарда входило обеспечение безопасности третьего и четвертого конвоев. В составе конвоев находилось 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения. Кроме того, еще 51 корабль не был включен ни в один конвой – двигался самостоятельно. Всего 28 августа 1941 года из Таллина вышли 225 кораблей и судов.
Непосредственное руководство переходом осуществлял сам командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц.
Для обеспечения безопасного прохода огромных конвоев, имевших в своём составе более 200 судов, Балтийский флот мог выставить лишь 10 современных тральщиков, 17 устаревших тральщиков, а также 12 специально переоборудованных для этой цели катеров. Это при том, что контр-адмирал Ралль и другие старшие офицеры Балтфлота считали, что необходимо порядка 100 тральщиков, иначе проход кораблей будет суперрискованным. В итоге 10 минных тральщиков разделили на 2 группы по 5 кораблей в каждой. Они должны были провести основной отряд и отряд прикрытия.
27 августа в 11 часов утра командующий флотом вице-адмирал Трибуц отдал приказ о начале отхода войск и погрузке личного состава и техники на суда. Спустя два часа, около 13 часов дня, войска начали перегруппировываться для отхода, а в 16 часов началась собственно посадка раненых, учреждений флота, некоторых воинских частей, погружение боевой техники, ценного оборудования, золотого запаса Эстонской ССР.
Посадка на корабли проводилась под огнем артиллерии и ударами авиации противника. Всего в Таллине были приняты на борта транспортов : личный состав экипажей кораблей
и судов и береговых служб флота – 19 903 человека; бойцов 10-го стрелкового корпуса – 8 670 человек; гражданских лиц – 12 806 человек. Приказ о начале движения был отдан
командующим флотом в 11 часов 35 минут 28 августа 1941 года.
Наши корабли интенсивно обстреливала вражеская береговая артиллерия, регулярно взрывались морские мины. Авиация противника потопила четыре судна, а в районе острова Мохни затонул ледокол «Кришьянис Вальдемарс». У мыса Юминда затонули штабной корабль флота «Вирония» и спасательное судно «Сатурн». В результате авиаудара был поврежден и вскоре затонул транспорт «Алев». Из 1280 человек удалось спасти лишь шестерых.
За три дня перехода советский флот потерял 19 боевых кораблей, 18 транспортов, 25 вспомогательных судов, 8600 военнослужащих ВМФ, 1740 бойцов РККА, 4628 гражданских лиц. Из числа боевых кораблей были потеряны 5 эскадренных миноносцев, 2 подводные лодки, 3 сторожевых корабля, 2 тральщика, 1 канонерская лодка, 2 сторожевых катера, 1 торпедный катер, 2 пограничных катера, 1 судно-ловушка.
Однако тысячи человек всё же были доставлены на остров Гогланд, а затем перевезены в Кронштадт и Ленинград. Боевые корабли, выведенные в Кронштадт, затем принимали
участие в обороне Ленинграда и поддержке с моря частей РККА и ВМФ, действовавших на суше.
Участники российской экспедиции обнаружили в Финском заливе четыре судна, затонувшие в августе 1941 года во время «Таллинского прорыва».
По словам руководителя экспедиции Константина Богданова, которые приводит ТАСС, это — санитарный транспорт «Калпакс» №524, санитарный транспорт «Алев» №511, транспорт «Ярвамаа» №547, транспорт «Атис Кронвальдс» №563″.
Все они погибли от многочисленных ударов немецкой авиации.
Как уточнил Богданов, суда лежат на глубинах от 40 до 50 м юго-западнее острова Мощный. «Почти все обнаруженные суда сильно затянуты сетями, что осложняло проведение
обследований. В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, полевые кухни, госпитальные прачечные котлы на конной тяге, стрелковое оружие и каски раненных бойцов», — сообщил он.
Всего найденные суда перевозили 2, 5 тысяч человек. Спаслись из них единицы.
Эта экспедиция была организована «Разведывательно – водолазной командой» и Морской инженерной компанией «Фертоинг» совместно с «Русским Географическим Обществом», Фондом президентских грантов и компанией «Транснефть» в рамках проекта «Поклон кораблям Великой Победы».
Таллинский прорыв стал одним из трагических эпизодов Великой Отечественной войны. Из окруженного гитлеровскими войсками Таллина в Кронштадт вышли 225 кораблей с более чем 40 000 человек на борту, в том числе более 12 тысяч гражданских лиц. До места назначения дошли лишь 163 судна. Человеческие потери, по разным оценкам, составили от 15 до 18 тысяч человек. Советские моряки все же смогли спасти большую часть боевых кораблей, которые позже приняли участие в обороне Ленинграда.
Вспоминает непосредственный участник Таллинского перехода, ветеран Эстонского стрелкового корпуса Валентин Йоханнесович Виллемсоо, находившийся на тонущем корабле «Калпакс»: «Утонуло много людей, а находившихся на поверхности воды расстреливали с вражеских самолетов. Во время налетов и обстрелов приходилось нырять в воду, а потом опять устраиваться на плоту. Ночью начался небольшой шторм, поднявшаяся волна смыла двоих товарищей по несчастью. До утра втроем просидели на импровизированном плоту, собранном из плававших досок. Температура воды была примерно 14 градусов. Сидели, сжавшись, подогнув под себя ноги, руки к утру еле двигались, ноги – нет. Про раненую руку я позабыл. Повязка потеряна. Рана почернела от морской грязи, к счастью, кровотечения не было. Мысленно простился с матерью и отцом, братом и сестрой. Мне было тогда всего лишь 18 лет». Однако судьба оказалась благосклонна: пережившего страшную ночь Валентина Виллемсоо и его товарищей сняли с плота моряки подошедшего сторожевого катера и доставили в Кронштадт.
Потерпевшие провели в воде посреди Финского залива 18 часов.
Личный состав флота и эвакуируемых войск проявил в Таллинском прорыве беспредельное мужество и храбрость. Героями были не одиночки, а сотни, тысячи красноармейцев, краснофлотцев и командиров. Благодаря их героизму основное ядро боевых кораблей удалось довести до Кронштадта, и они в дальнейшем приняли участие в обороне Ленинграда.
28 августа 1978 года в память о павших во время Таллинского перехода был установлен памятник на мысе Юминда (Эстония) – гранитный валун и мемориальная доска в окружении морских мин. Именно здесь проходят памятные мероприятия в присутствии непосредственных участников и свидетелей тех трагических событий, их родственников, представителей Посольства России в Эстонии, эстонского Клуба ветеранов флота, общественных организаций и наших соотечественников, проживающих в Эстонии.

P. S.

Летом 2021 года Разведывательно-водолазная команда, совместно с эстонской поисковой командой Maxstar Explorer, при поддержке АО «ПО «Севмаш», Фонда президентских
грантов и ПАО «Транснефть», приняла участие в экспедиции, по ходу которой была обнаружена подводная лодка М-96. Сообщение об этом опубликовали печатные и электронные СМИ, новость прозвучала по федеральным каналам ТВ.
13 июля 2021 года митрополит Таллинский и Эстонский Евгений (Решетников), вместе с участниками экспедиционной команды, вышел в море к месту гибели М-96 и отслужил
литию по погибшему экипажу.
Первым командиром лодки был легендарный Александр Иванович Маринеско. М-96 активно участвовала в боевых действиях на Балтике с 1941 года. В свой седьмой и последний боевой поход М-96 вышла 7 сентября 1944 под командованием капитан -лейтенанта Карташова Николая Ивановича. Её целями было преодоление вражеского минного заграждения «Зееигель» и проведение разведки в Нарвском заливе. В порт приписки М-96 с того боевого задания не вернулась и все минувшие десятилетия считалась пропавшей без вести.
Разведывательно-водолазная команде, совместно с эстонскими поисковиками из команды Maxstar Explorer, удалось найти исчезнувшую советскую подлодку. Водолазное
обследование находки проводилось 10 июля 2021 года. Характерные особенности и детали противоминной защиты подтвердили, что найденная подводная лодка — это М-96.
Как оказалось, она успешно преодолела все минные заграждения, вышла в район боевых действий и приступила к выполнению поставленной задачи. В настоящее время М-96 лежит на дне северной части Нарвского залива, на глубине 42 метра. Её осмотр показал, что лодка погибла в надводном положении, возможно, во время ночной зарядки аккумуляторных батарей. Машинный телеграф на мостике показывает команду «Полный вперед», руль поворота повернут вправо, верхний рубочный люк открыт. Вероятно мина взорвалась под носовой частью лодки, переломив корпус. По данным российского историка Мирослава Морозова, на основе анализа немецких документов можно предположить, что скорее всего, М-96 погибла 10 сентября 1944 в 3:48 ночи. Именно в это время немецкая подводная лодка, находившаяся в Нарвском заливе, зафиксировала своей гидроакустикой взрыв мины.
Подводная лодка М-96 была единственной подлодкой, потерянной Балтийским флотом в 1944 году. Вместе с ней смерть настигла 22 члена экипажа.
Находка М-96 в Финском заливе в территориальных водах Республики Эстония означает, что в рамках границ Российской Федерации не осталось не найденных советских подводных лодок, и фактически подводная война на этом участке окончена. Точнее, она окончилась в июле 2019 года, когда были отданы почести экипажам лодок Щ-302 и Щ — 308

Сергей Муравьёв