Джон Кеннеди ввел понятие «потребитель». «Потребители – это все мы», — сказал он и сформулировал четыре основные права: право на безопасность, на информацию, на выбор и быть услышанным.

14 января 4:49

Джон Кеннеди ввел понятие «потребитель». «Потребители – это все мы», - сказал он и сформулировал четыре основные права: право на безопасность, на информацию, на выбор и быть услышанным.

Джон Кеннеди ввел понятие «потребитель». «Потребители – это все мы», — сказал он и сформулировал четыре основные права: право на безопасность, на информацию, на выбор и быть услышанным.
К США у наших граждан много претензий, но объективности ради стоит сказать, что не всегда мы объективны. 15 марта 1961 года президент США Джон Кеннеди произнес в Конгрессе речь, в которой впервые было определено понятие «потребитель». «Потребители – это все мы», — сказал Кеннеди и сформулировал четыре основные права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным.
Позднее Всемирная организация союзов потребителей добавила к ним еще четыре права: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В 1983 году день 15 марта закрепили в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.
В России этот день получил признание только в 1992 году, после принятия закона о защите прав потребителей. Таким образом, главным защитником российских покупателей стал Союз потребителей РФ, объединяющий более 100 региональных и городских обществ потребителей.
В администрации подмосковного Жуковского имеется отдел потребительского рынка, сферы услуг и защиты прав потребителей, специалисты которого помогают жителям грамотно отстаивать свои права перед продавцами.
— В прошлом году за консультацией в городской отдел защиты прав потребителей обратилось свыше 1200 человек, — рассказывает главный специалист отдела Валентина Юрченко. – Из них 80 процентов по вопросам торговли.
— Каким конкретно?
— По договорам купли-продажи: это и качество товара, и непоставка вовремя предварительно оплаченного товара, и требование как о замене, так и о расторжении договоров купли-продажи, замене некачественного товара на качественный.
— На какие товары больше всего «жалуются»?
— Из года в год перечень их остается постоянным: мобильные телефоны, обувь, мебель.
С помощью городского отдела по защите прав потребителей расторгнуто договоров купли-продажи, заменено товаров на качественные, расторгнуто договоров на транспортные, медицинские, бытовые услуги более чем на 5 млн. рублей.
— Как действовать в ситуации, когда куплен некачественный товар?
— Надо написать претензию и выставить требования по своему усмотрению: о расторжении договора купли-продажи, замене на аналогичный товар, на качественный товар другой марки, на безвозмездное устранение недостатков или требование об уценке товара.

Подделка товаров, обман, обсчет, обвес регулируется кодексом об административных и уголовных правонарушениях, а не законом «О защите прав потребителей».
— Какие товары можно менять в течение 15 дней после покупки, а какие после 15 дней? По-моему, в этом вопросе продавцы и покупатели постоянно путаются.
— Если в течение 15 дней после покупки вы обнаружили дефект, то на любой товар и по любому поводу можете выставить требование о расторжении договора купли-продажи. Но у продавца есть право провести проверку качества и установить, чья вина в неисправности – ваша или это производственный брак.
Если 15 дней после покупки прошли, то требования о расторжения договора купли-продажи можно выставить, если выявлен существенный недостаток, и выявлять его можно только у товаров, перечень которых утвержден Правительством РФ.
Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене и расторжении договора купли-продажи по истечении 15 дней со дня покупки подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков:
1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
2. Мотоциклы, мотороллеры.
3. Снегоходы.
4. Катера, яхты, лодочные моторы.
5. Холодильники и морозильники.
6. Стиральные машины автоматические.
7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами.
8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Как видно, мобильные телефоны и бытовая техника не включены в этот список. Таким образом, требование продавца о доказательстве существенного недостатка товаров, не вошедших в перечень, незаконно. Но продавцы постоянно вводят покупателей в заблуждение: берут пункт 11 из статьи 25, где идет речь о качественном товаре, и трактуют ее как статью 18, которая говорит о некачественном товаре. То есть происходит подмена статей и понятий: статью 18 продавцы применяют к статье 25, что недопустимо.
— С заменой неисправных мобильных телефонов вообще происходит что-то непонятное: жалобы на продавцов «сыпятся градом»…
— Часто покупатель, выявив неисправность в телефоне, идет с ним к продавцу и спрашивает, что ему делать. Не стоит спрашивать у продавца, что делать с неисправным товаром, да и неграмотно это. В магазин надо идти, определившись, какое требование вы будете выставлять. Продавец не выбирает за вас, какое требование предъявить, вы делаете это сами.
Обычно покупатель сдает телефон, рассчитывая на то, что будет проведена проверка качества и дано заключение о том, какой дефект выявился: производственного характера или нет. А его просто ремонтируют и возвращают покупателю. Возмущенный покупатель приходит к нам в отдел, предъявляет квитанцию, уверяя, что телефон принимали на проверку качества, начинаем выяснять, а в квитанции написано, что принимали в гарантийный ремонт. И тогда если покупатель подписал такую квитанцию, то продавец прав. Поэтому, прошу, внимательно читайте, что подписываете.
Если хотите отремонтировать телефон, лучше отнесите его сами в гарантийную мастерскую, а нести его в магазин – это неразумно, потому как там вас вводят в заблуждение, да к тому же увеличиваются сроки ремонта.
— Валентина Григорьевна, что скажете по поводу возврата обуви. Как лучше это сделать?
— Если вы купили обувь, не выходите в ней сразу на улицу, поносите ее дома вечерок-другой, чтобы убедиться, удобна она или нет. А через три дня ее можно и обменять. А вот если вышли в новой обуви на улицу хотя бы на пять минут, то это означает, что обувь была в эксплуатации и обмену не подлежит.
Житейский совет от Валентины Юрченко
Не приобретайте товары в магазине, где нет стенда с информацией о продавце, его почтовом и юридическом адресах. Идите в другой магазин, где имеются все данные продавца. Это значит, что человек не прячется и берет на себя ответственность за продаваемый товар.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства).
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).