Наш город Жуковский — Национальный Центр Авиастроения. Городские символы, которыми гордятся жители: памятник Николаю Егоровичу, а также аэродинамическая труба ЦАГИ Т-105, самолет — памятник МиГ -21, Дворец Культуры, Тридцатый гастроном, Арки

14 января 4:50

Наш город Жуковский — Национальный Центр Авиастроения. Городские символы, которыми по праву гордятся жители: конечно, памятник Николаю Егоровичу, а также аэродинамическая труба ЦАГИ Т-105, самолет — памятник МиГ -21, Жуковский Дворец, Тридцатый, Арки. . .

Каждый город имеет свои памятные места. Свои городские символы, которые создают его неповторимый образ, его лицо. Выделяют его из сотен других городов. Наш город Жуковский, несмотря на то, что в историческом плане город молодой, может представить большой список городских символов, которыми по праву гордятся жители. О том, что Первый и Пятый дома по улице Жуковского стали не только символами Национального Центра Авиастроения, но и памятниками архитектуры 30 — х годов ХХ столетия, мы с вами уже говорили. А прямо сейчас узнаем о том, что еще в городе Жуковском есть примечательного и индивидуального, чем еще он отличается от других городов.

Аэродинамическая труба ЦАГИ Т — 105

После того, как была подготовлена площадка под строительство новых корпусов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), началось возведение корпусов и аэродинамических труб. Бурное развитие гидроавиации, быстроходных судов, строительство гидростанций ЦАГИ требовало проведение теоретических и экспериментальных исследований, на основании которых ученые могли бы дать рекомендации конструкторам. И для проведения этих исследований бурными темпами шли работы по созданию экспериментальной базы ЦАГИ. Активно шло не только строительство комплексов установок для изучения прочности авиационных конструкций и материалов, но и аэродинамических труд. Первыми из них были построены Т — 101, Т — 104, Т- 105. Аэродинамическая труба Т-105 стала одним из символов города Жуковского. Ее строительство началось в 1938 году, а завершилось в 1941. Это единственная в мире вертикальная труба, в которой проходят испытания моделей вертолетов и парашютных систем на «штопор». Уникальность Т -105 еще и в том, что это единственная аэродинамическая труба, которая находиться практически на территории города. Ее хорошо видно со стороны Туполевского шоссе. Жители города в шутку называют ее самоварной трубой.

МИГ — 21

Еще один авиационный символ города Жуковского — это знаменитый самолет МИГ -21. В 1976 году он был установлен на пресечении улиц Гагарина, Мясищева и Менделеева.

Инициатива создания этого монумента принадлежит первому секретарю Жуковского горкома партии – Сергею Васильевичу Перфильеву. Он поручил руководителям города установить памятник – в качестве «модели» был выбран знаменитый истребитель МиГ-21.

Двадцать первый МИГ – это одна из самых замечательных моделей, обладающая удачной конструкцией и аэродинамической схемой. Этот самолет во время испытаний достигал скорости 2 200 км/ч, потолка 18 000 метров и дальности полета 1 100 километров – в то время это стало настоящим прорывом!В 1953 году в ОКБ А. И. Микояна началась разработка нового фронтового истребителя перехватчика. В 1958 году истребитель, получивший обозначение МиГ-21Ф, поднялся в воздух. Спустя шесть лет новый истребитель поступил в Центр боевого применения и переучивания летного состава в г. Воронеже, где он моментально получил прозвище «балалайка» за свои характерные очертания. Самолет, отвечающий новым требованиям, был рекомендован в серийное производство в 1960 году под обозначением Миг-21ПФ. Под управлением подготовленных летчиков подразделения этих самолетов неизменно решали поставленную задачу – захватывали господство в воздухе. МиГ-21 по праву является самым массовым сверхзвуковым самолетом ХХ века.

Решение приняли быстро, а вот достать самолет оказалось сложнее. Основная сложность состояла в том, чтобы найти авиамашину, которая отвечала бы двум требованиям: во — первых, этот самолет уже не должен был находиться на вооружении, а во — вторых, он должен был находиться в достаточно приличном хотя бы внешнем состоянии. Выполнить эту задачу было поручено сотрудникам ЛИИ им. М. М. Громова. Нашли самолет в Качинском Авиационном училище. Пока ЛИИ искал самолет, жуковские архитекторы искали место где он будет установлен. На улице Гагарина был вырыт большой котлован. В него установили раму, на которой крепилась балка, и все это было залито двадцатью кубометрами бетона.

Надо отметить, что в своих предложениях архитекторы он не ошиблись, спустя почти 40 лет, памятник МИГ — 21 органично сморится в городском пространстве. Его сложно не заметить. И те, кто хоть раз побывал в городе Жуковском прекрасно помнят этот монумент.

Памятник отцу русской авиации Николаю Егоровичу Жуковскому

Так исторически сложилось, что все знаковые объекты в нашем городе расположены в центре. Вот и памятник отцу русской авиации Николаю Егоровичу Жуковскому был установлен 4 декабря 1969 года на Центральной площади города. На открытие монумента съехались известные ученые и авиаторы. Право торжественно открыть памятник своему учителю Н. Е. Жуковскому было предоставлено известному авиаконструктору, академику АН СССР Андрею Николаевичу Туполеву.

Памятник выполнен по проекту скульптора Г. М. Томидзе и архитектора Б. И. Тхора. Сама фигура ученого сделана из бронзы в полный рост. Общая высота монумента составляет 3 метра 92 см. Рядом с памятником установлена стела, на которой начерчены слова великого ученого, основоположника отечественной аэродинамики :» Человек полетит опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своих знаний». Это слова каждый житель города знает наизусть с детства. Возле памятника собирается молодежь, мамы гуляют с новым поколением жителей Национального Центра Авиастроения, пожилые люди сидят на лавочках и вспоминают былые дни.

Дворец Культуры

Напротив памятника Николаю Егоровичу Жуковскому стоит монументальное сооружение — Дворец Культуры. Он был построен в 1959 году. И с тех пор остается главным культурным центром города Жуковского. Большой зрительный зал на 700 зрителей. Малый зал на 200 мест. Розовая гостиная на 80 зрителей. Более, чем за полувековую историю кого только не принимал знаменитый ДК — Фурцева, Ворошилов, сын Чапаева, а уж списку известных летчиков и космонавтов, артистов выступавших не сцене Дворца нет предела.

Вспоминает один из директоров Дворца Культуры Софья Дмитриевна Стрижанова : » В то время в городе была желтая, очень плохая вода — и на проходившую в ДК встречу с министром здравоохранения Покровским жители города пришли с пробирками, после чего довольно быстро были построены очистные сооружения. «

Дворец культуры прошел через сложные времена. В 90-е он был передан в город, в 2002-2003 гг. – отремонтирован на областные средства. Реставраторам удалось сохранить внешний и внутренний облик Дворца Культуры, сохранить его оригинальность и создать атмосферу тех лет. В ближайшей время мы с вами прогуляемся по Дворцу и я расскажу о нем подробнее.

Тридцатый гастроном

Рядом с ДК на Центральной площади города еще одни символ города Жуковского — гастроном №30. Помните какой так был вкусный молочный коктейль за 10 копеек?! А как вкусно пахло сладостями в кондитерском отделе?! Большие очереди в кассу. В то время поход в Тридцатый всегда был похож на увлекательное путешествие. Адрес магазина ул. Маяковского, д. 19.

Этот дом был построен в 1956 года и стал продолжением единого архитектурного ансамбля домов №18/11 по Ломоносова и №11 по Фрунзе. Стилистически оформление фасада здания похоже на его соседей — кирпичные пилястры с железобетонными капителями, полуарочные оконные проемы первого этажа. В то же время небольшая часть здания выстроена не из белого силикатного, а из красного керамического кирпича, а украшения фронтона более изящны. Как и другие дома в старом городе, Маяковского, 19 типичная ампирная сталинка с большими по площади квартирами, высокими потолками. Проектированием здания занималась мастерская под руководством архитектора Иосифа Орлова. Гастроном № 30 открыл двери для жуковчан 30 апреля 1958 года. Он был аналогом самых передовых магазинов столицы. Снабжение гастронома шло по высшему разряду. За продуктами в Тридцатый приходили не только жуковчане, но его охотно посещали и жители близлежащих городов и поселков.

Арки

Старожилы Жуковского рассказывают, что арки в старой части города проектировались в ЦАГИ. Макеты кварталов домов «продували» в аэродинамических трубах. Все это делали для того, чтобы во дворах не было ветра. Так ли это она самом деле, утверждать не могу, но думаю, ветеранам города вполне можно верить.

Жуковчане любят гулять по сводами арок и фотографироваться на их фоне. Гости города приходят в восторг, увидев анфиладу арок, которая соединяет кварталы Старого города. Они объединяют улицы Улицы Фрунзе, Горького, Чкалова, Пушкина, Жуковского. Каждая из арок уникальная. У каждой свой орнамент и свой рисунок. Всего в Старой части города можно найти 19 арок. Говорят, кто пройдет через все будет обязательно счастлив.

Людмила ЛУГОВСКАЯ