Легенды города Жуковского: Леонид Попов — председатель «Клуба Героев»: «Нам есть кем и чем гордиться»

14 января 4:57

Когда в небе горячо

Леонид Попов при испытаниях новой техники не раз горел над облаками, так что не понаслышке знает, каково это, когда в небе горячо.

В 1979 году при испытании сверхзвукового высотного перехватчика «МиГ – 31» катапультировался вместе с командиром, Героем Советского Союза Петром Остапенко.

Участвовал в организации поиска и эвакуации спускаемых космических объектов, в испытаниях системы сверхдальней навигации в Заполярье до Северного полиса включительно, испытаниях маловысотных крылатых ракет большой дальности, в испытаниях пункта управления многоразового космического корабля «Буран».

Леонид Попов – орденоносец ( награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов), Заслуженный штурман – испытатель СССР, Герой России.

Автор книги о погибших летчиках – испытателях «Страстная неделя». Автор телевизионных фильмов «80 лет в строю», «Открытки из рая», «Записки из Фарнборо», «Небо, ты блещешь у меня на крыле».

Новый председатель

Наш разговор с Леонидом Поповым начался с экскурса в историю.

— По документам общественно – благотворительная организация «Клуб Героев города Жуковского» создана ровно десять лет назад, в 2004 году, — сообщил мне Леонид Степанович, — но идея такой структуры возникла гораздо раньше. Еще в 90-е годы прошлого века стали говорить о необходимости помогать лечиться ветеранам авиации, поддерживать их вдов, систематически участвовать в патриотическом воспитании молодежи…

Много лет «Клуб Героев» возглавлял заслуженный ветеран авиации Геннадий Ирейкин. На недавнем собрании члены клуба поблагодарили его за работу, новым председателем выбрали меня. Не ради славы согласился я занять эту должность. Не хочется находиться на заслуженном отдыхе – почивать на лаврах, как говорится. Имеется желание активно потрудиться на общественной работе, есть еще порох в пороховницах. Тем более сейчас такое неспокойное время – куда ни кинь, везде клин. Международная обстановка накалена, не все хорошо и внутри страны. Кому как не нам, ветеранам, заниматься патриотическим воспитанием, пробелы в котором очевидны?

Они делали историю

«Клуб Героев» занимает просторную комнату в ДК «Стрела». На стенах – множество портретов знаменитых жуковчан, тех, кто прославил российскую авиацию. Они делали нашу славную историю. А всех ли мы помним сегодня, особенно молодежь?

— В здании нынешней поликлиники ЛИИ, на 3 этаже, жили первые советские космонавты, включая Юрия Гагарина, — рассказывает Леонид Степанович. – На памятной доске указано, что их было пятеро. На самом деле в нашем институте готовились к полету в космос шестеро, один из них – Неелов, был отчислен из этой группы и оказался как бы вычеркнутым из истории. . .

— В советское время в Жуковском был свой отряд космонавтов. Уверен, далеко не все жители нашего авиаграда об этом знают.

— Мы их называли «волчьей стаей» — по имени командира отряда Игоря Волка. Его портрет, кстати, имеется в коллекции «Клуба Героев». Все ребята были абсолютно готовы к полету в космос на «Буране». Но, как известно, мечте «волчьей стаи» не суждено было сбыться по независящей от них причине.

Славные династии

— Леонид Степанович, было время когда каждый мальчишка мечтал стать летчиком. Таким, как Михаил Громов, Валерий Чкалов, которые прославились россыпями небесных рекордов. А в наше время за что присваивают летчикам звания Героев?

— Период испытания нового самолета – 8-10 лет. Героев дают тому, кто впервые поднимает самолет и доводит его до успешного завершения летных испытаний. В современной России имеются уже реальные династии прославленных летчиков. К примеру, Юрий Гарнаев и Александр Гарнаев. Олег Кононенко и Олег Олегович Кононенко…

Нам есть кем и чем гордиться. Но надо дорожить памятью и при необходимости бороться за свою историю. Поясню, что имею ввиду.

Могла случиться реальная катастрофа!

— Благодаря «Клубу Героев» спасен от нелепой гибели единственный экземпляр самолета Ту- 155. Эта машина имеет двигатель на жидком водороде, является летающей лабораторией. И надо же такому случиться – уникальный самолет попал в поле зрения киношников. И они предложили его … сжечь. Сам Никита Михалков озвучил такую эффектную, по его мнению, затею. Он задумал сделать блокбастер «Катастрофа» — ремейк советского кинохита « Экипаж». Желая ошеломить зрителя натурализмом, режиссер проявил интерес приобрести знаменитую машину по цене металлолома и потом ее красочно уничтожить. А то, что запросто мог быть спровоцирован титановый пожар, инициировавший реальную катастрофу на территории аэродрома ЛИИ, мэтр как-то не подумал.

Авторитет «Клуба Героев» непременно будет использован для того, чтобы самолет Ту – 155 стал экспонатом Музея авиации, а не был предметом экзекуции кино – или иных деятелей.

Память – это наш якорь

Попов, подытоживая наш разговор, еще раз обратился к истории. По его информации, в авиадивизии, базировавшейся на аэродроме Кратово, и бомбившей в начале Великой Отечественной войны Берлин, погибли 128 летчиков. И почти столько же – 122 летчика, погибли при испытаниях в мирное время. О каждом из этих Героев должна быть сохранена память.

— Память – это наш якорь в истории, — убежденно сказал мне Леонид Степанович. – И важнейшая задача патриотического воспитания ориентировать молодежь на правильные моральные ценности. Раньше писали в характеристиках летчиков: « Мироощущение правильное…» И в этом был заключен глубокий смысл. Если у человека позитивное восприятие мира, а это правильное внутреннее состояние здоровой личности, от него не следует ожидать предательства, он никогда не будет подлецом. Такие люди – патриоты, основа державы. И это аксиома.

Сергей МУРАВЬЕВ

Источник: газета «Авиаград Жуковский»

2014 г