Город Жуковский: «закипающий самовар» НЦА

14 января 4:58

Город Жуковский: «закипающий самовар» НЦА

Город Жуковский: «Закипающий самовар» НЦА

В октябре минуло ровно два года с момента подписания президентского поручения о Национальном центре авиастроения (НЦА). Для серьезных выводов срок вроде бы небольшой…

С другой стороны, насыщенность общественно-политической жизни Жуковского даже на столь малом отрезке времени позволяет сделать некоторые обобщающие наблюдения.

То, что процесс преобразования нашего города в столицу российской авиации уже тогда обещал быть весьма напряженным, подтверждалось прямой речью Владимира Путина в день подписания последовавшего за поручением памятного Указа об НЦА: «Да, потребуются большие, немалые ресурсы. Я не скажу, что колоссальные – просто большие. Вполне сопоставимые с нашими возможностями. Эти ресурсы у нас сегодня есть. Потребуется также и концентрация волевых усилий правительства, администрации президента, специалистов. Считаю, что формирование в Жуковском такого интегрированного центра авиастроения абсолютно реально». И такая перспектива «концентрированного» освоения в городе Жуковском «больших» государственных денег, как водится в подобных случаях, разделила городских жителей на несколько обособленных групп.

К первой (насколько уверенно, настолько и объективно) можно отнести администрацию города Жуковского в тесной связке с городским Советом директоров и готовящийся к ним примкнуть жуковский общественный совет НЦА. Результатом их «групповой» деятельности стала концепция НЦА, уже одобренная профильным наблюдательным советом при президентской администрации.

Другую группу горожан предполагаемые госвливания в Жуковский побудили немедленно включиться в борьбу за власть в будущем национальном центре. Здесь игра, безусловно, «стоила свеч». И, судя по всему, стоит до сих пор.

Третья, наверное, самая многочисленная группа, состоит из жителей города Жуковского, которые либо давно потеряли связь с авиапромом, либо вообще не видят перспективы связать свою судьбу с авиацией. Работают представители этой группы вне пределов города, чаще в Москве, что мешает им активно включиться в борьбу.

Наверное, город Жуковский можно отнести к наукоградам в определенной мере «деклассированным». Особенно если произвести нехитрый подсчет доли горожан, работающих сегодня в городских НИИ, относительно общего числа жителей. Отношение нынешнего результата к такому же показателю, но советского периода, собственно, и определит степень «авиационной люмпенизации» города. Поэтому неудивительно, что в такой ситуации любой практический шаг городских властей по «жуковской земле» в сторону НЦА у четвертой группы активных жуковчан, потерявших свое «авиационное» применение, зачастую вызывает довольно активное неприятие и жесткую критику.

По своей сути в таком неприятии ничего плохого нет. Если, конечно, критика конструктивна и если за бесконечными поправками подробностей большого проекта вдруг не теряется интерес к более крупным, основополагающим его деталям.

Так, например, как-то незаметной для города Жуковского осталась недавняя встреча Дмитрия Медведева с руководством РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей). Там 21 октября Президент России заявил, что необходимо менять организационно-правовую форму госкорпораций. По его словам, их надо либо акционировать, либо ликвидировать. При этом определиться с объемом государственного участия в экономике и «выйти на некие оптимальные цифры, которые, с учетом кризиса, будут ориентиром на ближайшие десять лет».

В настоящее время в нашей стране госкорпорации созданы в оборонном комплексе и машиностроении («Ростехнологии»), атомной энергетике («Росатом»), нанотехнологиях («Роснано»), жилищно-коммунальном хозяйстве («Фонд ЖКХ») и финансовом рынке («Внешэкономбанк» и «Агентство по страхованию вкладов»). Госкорпорация «Олимпстрой» отвечает за подготовку к зимним Играм в Сочи. Есть также компании, напоминающие по своим функциям госкорпорации: они созданы в сфере авиастроения (ОАК), судостроения (ОСК) и автодорожного хозяйства («Росавтодор»). И здесь самое время вспомнить, что среди учредителей Некоммерческого партнерства «НЦА» помимо Правительства Московской области значатся «Ростехнологии» и ОАК. Самое время – потому, что, по мнению аналитиков, в плане экономической эффективности госкорпорации не смогли добиться существенных результатов. Да, они хорошо собирают активы, однако управлять ими не умеют, равно как и решать антикризисные задачи. Нередко их антикризисная политика сводится к выкачиванию денег из государства, что, естественно, не устраивает руководство страны. Самый яркий и близкий Жуковскому пример этого – «разнос», устроенный Владимиром Путиным руководству ОАК на открытии прошедшего МАКСа. При этом также стоит вспомнить, что согласно данным официального сайта ОАК «По завершении дополнительных эмиссий акций уставный капитал ОАО «ОАК» составляет 116, 28 млрд. рублей. Доля Российской Федерации в уставном капитале составляет 91, 79%».

Тут бы нашей «четвертой группе» обратить самое активное свое внимание на такую возможную смену государственных приоритетов и «настроений» в финансовой поддержке проекта НЦА. Вспомним: полтора года назад ресурсы у государства были и задача казалась реальной. Сегодня речь идет о выходе на некие «оптимальные цифры госучастия». Не ставит ли такая ситуации вообще под сомнение недавно столь радужные перспективы Жуковского?

Тем не менее активных жителей города Жуковского, судя по регулярным публикациям в городских СМИ, больше интересуют особо охраняемые природные территории, проблемы размещения гостиничной «заимки» для той же ОАК на этих самых территориях, возможности прокладки трамвайных путей в городе, «небоскребы» в «старом» центре, то, что дорога к городу «заедет» не в тот лес. Подчас кажется, что вот-вот услышишь знаменитый лозунг из «Двенадцати стульев»: «Кто же так заезжает?. . Заворачивай!. . Куда ж ты заворачиваешь, морда?!».

Собственно и весь наш внутренний, домашний процесс построения авиационного центра для всей страны зачастую напоминает еще одну цитату из того же источника: «Полесов собирался было уже возвратиться в мастерскую, где ждал его непочиненный велосипедный насос, но тут спокойная жизнь города обычно вновь нарушалась каким-нибудь недоразумением. То на улице сцеплялись осями телеги, и Виктор Михайлович указывал, как лучше всего и быстрее их расцепить; то меняли телеграфный столб, и Полесов проверял его перпендикулярность к земле собственным, специально вынесенным из мастерской отвесом; то, наконец, устраивалось общее собрание жильцов. Тогда Виктор Михайлович стоял посреди двора и созывал жильцов ударами в железную доску; но на самом собрании ему не удавалось побывать. Проезжал пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и испепеляемый огнем беспокойства, бежал за колесницами».

Как все мы помним, в результате деятельности слесаря-интеллигента жилтоварищество осталось без ворот. «А в доме № 5, раскрытом настежь, происходили ужасные вещи: с чердаков крали мокрое белье, и однажды вечером украли даже закипающий во дворе самовар».

Здесь, если образно сравнить проект НЦА с начинающим реально закипать самоваром, сразу же возникают уже совершенно не образные, а объективные опасения, что «закипающий» проект могут запросто «свести» с жуковского «двора». Да хоть в тот же Ульяновск. И не только: в России не так уж и мало городов, реально претендующих на статус авиационной столицы. И здесь, если занять позицию «кипучего лентяя» Полесова в надежде на незыблемость президентского указа в пользу Жуковского, то можно запросто проиграть. Указы, как и законы, имеют свойства изменяться со временем. А в условиях кризиса, чтобы вписаться в «оптимальные цифры», времени, понятное дело, совсем немного.

Можно долго и с упоением проводить время во всевозможных очных и печатных публичных слушаниях. Можно задаваться бесконечной чередой тех же «дорожных» вопросов: «Кто же так… Заезжает? Подъезжает? Объезжает?». Можно. И даже доводя себя до «деклассированного» самозабвения. Вот только потом не стоит удивляться «дружескому» приглашению к своему же самовару, но в чужом, более «оптимальном по цифрам», авиационном «дворе».

Михаил ПЕТУХОВ

2010 г