Новости Жуковского: до 23 января продлится в «пятом доме» выставка жуковского художника Игоря Козлова
Новости Жуковского: до 23 января продлится в «Пятом доме» выставка жуковского художника Игоря Козлова
Воистину неисповедимы пути. . . Ведь вроде бы ничто не предвещало Игорю, что живопись станет для него в жизни главным делом, любовью, радостью и болью одновременно. Он – коренной жуковчанин, окончил здесь школу, потом ФАЛТ, работал в ЦАГИ и НИИАО. Знакомство с художником Сергеем Петриком в середине 80-х повернуло его жизнь «от физики к лирике» и определило во многом ее творческую составляющую: он начал заниматься живописью.
В выборе живописной манеры решающую роль для Игоря сыграла дружба с другим художником — абстракционистом Игорем Тереховым. «Предметное» видение и отображение мира постепенно сменилось «беспредметным», очень чувственным, внутренним. Абстрактная живопись заняла в его творчестве основное место, а в жизни стала основным способом познания и отражения мира.
На новой выставке в арт-салоне не тесно (хотя полотна довольно большого размера). Пространства, чтобы их рассмотреть, достаточно, потому что картин немного – всего девять. Не заявленное официально название выставки – «Девять человек, которые потрясли меня»: под каждой картиной название-фамилия того, кто дал художнику импульс к созданию этого полотна. Фамилии все очень известные и значимые: художники Клод Моне, Рене Маргритт, Виллем де Кунниг, кинорежиссеры Тарковский, Антониони, Феллини, писатель Хулио Кортасар, композитор Арнольд Шенберг и физик Никола Тесла.
Почему именно они потрясли Игоря Козлова? А почему нас привлекает тот, а не другой человек? Эти невидимые нити всегда существуют где-то за гранью сознания. Наверное, притягивает более всего ощущение духовного родства и близкого миропонимания. Все «герои» полотен Игоря Козлова потрясли его своими попытками решить вопросы, на которые нет ответа, вырваться в новое измерение, преодолеть уже пройденное до них. Творения этих великих мастеров ХХ века – фильмы, картины, книги, музыка – настолько волнуют Игоря (конечно, и не только его!), что он в своей любимой манере и форме попытался выразить личность каждого мастера, свое ощущение от его творчества, свое восприятие гения.
В портретах «героев» нет их лиц: здесь многогранное и многослойное их отражение в нашем художнике. «Герой» отражается в своем творчестве, его произведения – в художнике Игоре Козлове, он – в своих работах-«портретах». Эти люди-загадки едва ли будут разгаданы до конца, но полотна Игоря Козлова, может быть, приблизят нас к их пониманию. А может быть, и его живопись станет для кого-то потрясением?
Все картины на выставке очень отличаются и по цветовой гамме, и по движению кисти, и по настроению, как и тем, кому они посвящаются. Но создают они при этом единое художественное и духовное пространство – пространство Игоря Козлова.
Абстрактное искусство сложно для восприятия «рядового» зрителя, и широкого интереса обычно не вызывает. Большинству оно не «греет душу», как греет ее милый и родной реалистический пейзаж. Но ведь художник пишет не только для того, чтобы украсить нашу жизнь, а для того, чтобы самому ее осмыслить, открыть свой мир. Игорь так объясняет свое пристрастие:
— Абстракционизм – возможность работать легко, оставаясь в плоскости полотна, раскрывать чувственный мир гораздо ярче и полнее, чем это можно сделать с помощью изображения предметов. Абстрактная живопись позволяет художнику браться за глубокие, мощные, бесконечные темы. Я не могу писать одно и то же – это удручает, мне скучно и тяжело стоять на одном месте, хочется развиваться.
Один из его «героев», А. Шенберг, так сформулировал свое творческое кредо: «Искусство начинается там, где кончается развлечение». По его мнению, художник и не должен писать для публики, ибо публика чересчур часто ошибается. Шенбергу никогда не пришло бы в голову объявить мнение слушателей истиной. Сам он писал как бы для вечности – и теперь, через полвека после его смерти, можно вполне убедиться в правоте его эстетической позиции.
В общем, выставка не развлекательная, и беглого взгляда здесь недостаточно – эти картины требуют долгого с собой диалога. И чем дольше находишься в зале, тем глубже в них проникаешь, тем больше от них получаешь.
Ольга Карелина
2010 г