Новости Жуковского: состоялся очередной совет директоров предприятий города. Говорили об авиастроении, о процессе создания национального центра авиастроения (НЦА).

14 января 4:58

Новости Жуковского: состоялся очередной совет директоров предприятий города. Говорили об авиастроении, о процессе создания национального центра авиастроения (НЦА).

Новости Жуковского: состоялся очередной Совет директоров предприятий города. Говорили об авиастроении, о процессе создания Национального центра авиастроения (НЦА).

«Авиастроение должно начинаться с перспективных разработок, с науки. Только потом идет внедрение и маркетинг продаж». Эти слова директора ЦАГИ Сергея Чернышева стали ключевой фразой на заседании городского Совета директоров.

Из школьного курса химии известно, что вырастить красивый солевой кристалл можно только в насыщенном растворе. Процесс обретения Национальным центром авиастроения (НЦА) своих конкретных очертаний вполне можно сравнить с выращиванием кристалла в «насыщенной среде» жуковского авиационного сообщества. У нас идеи носятся прямо в городском воздухе, поэтому совпадение мнений не такое уж и редкое явление. Стоило в недавних номерах «Авиаграда Жуковский» высказать несколько общих мыслей по поводу построения НЦА, как на прошлой неделе они были «подтверждены» на заседании городского Совета директоров.

После того как гендиректор ОАО «Авиасалон» Владимир Борисов достаточно подробно подвел итоги МАКС-2009, директор ЦАГИ и председатель Совета директоров Сергей Чернышев предложил собравшимся обсудить вопрос о научно-исследовательской деятельности в рамках НЦА. Необходимость такого обсуждения назрела, поскольку в отличие от довольно интенсивной проработки образовательного центра НЦА процесс организации федерального исследовательского центра с момента подписания Указа об НЦА остался без движения. В итоге такого стояния на месте, по словам Сергея Чернышева, «живя своей жизнью, мы начинаем отставать, фактически выпадая из хорошо отработанной международной системы организации авиационно-космических исследований».

Далее был проведен подробный сравнительный анализ ЦАГИ с такими авиационно-космическими исследовательскими центрами Европы, как ONERA (Франция), DLR (Германия), QINETIQ (Англия) и NLR (Голландия). Сравнивались как организационные схемы, так и структуры финансирования и господдержки. И здесь достаточно интересно было узнать, что, например, в Голландии, где своей авиационной промышленности давно нет, центр NLR имеет довольно хорошую прибыль в основном от участия в общеевропейских программах. Тех самых программах, куда ЦАГИ пока только стремится попасть.

И, безусловно, по амбициям и масштабу деятельности нам ближе всего NASA (США). Именно поэтому, когда перед подписанием Указа предложения по НЦА еще только готовились, и в прессе, и в научных кулуарах звучала фраза: «В Жуковском надо построить российское NASA». Еще десять лет назад, по возвращении из длительной командировки в США, Сергей Чернышев с коллегами начал прорабатывать вопрос о применении в исследовательской части российского авиапрома интегрированной организационной схемы NASA.

Руководство NASA подчиняется вице-президенту США, что в наших реалиях соответствует подчинению непосредственно премьер-министру. Утверждает кандидатуру директора агентства Конгресс (что примерно соответствует утверждению министров федерального правительства). Однако особого внимания заслуживает схема финансирования аэрокосмических исследований. Здесь NASA, получая госфинансирование из федерального бюджета отдельной строкой, может часть денег, и что очень важно, по своему усмотрению, на конкурсной основе передать сторонним организациям и ведомствам. Так, например, недавно «Боинг» выиграл по конкурсу контракт на проведение исследований по перспективным самолетам N+1, N+2 и N+3. Такая схема финансирования позволяет NASA в своих опережающих исследованиях «стрелять» на 25 — 30 лет вперед.

При этом стоит особо отметить роль наблюдательных советов NASA, в основном состоящих из экспертов самого высокого уровня. Здесь получается, что не чиновники решают, какое направление стоит профинансировать и какое – нет, а люди, понимающие самый высокий «толк» в обсуждаемом предмете. В остальном же структура исследовательских центров NASA (его авиационной части) во многом совпадает с устоявшейся у нас структурой исследовательских институтов ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ.

Далее Сергей Чернышев сообщил, что на недавнем заседании коллегии ЦАГИ было принято, можно сказать, историческое решение. Выражая свою неудовлетворенность состоянием дел в создании объединенного исследовательского центра России в рамках НЦА, члены коллегии решили такой вопрос перед руководством страны поставить, что называется, ребром, для того чтобы хотя бы обозначить разумные, обозримые сроки процесса. Поскольку, на их взгляд, создание такого центра для авиапрома является вопросом стержневым. Авиастроение должно начинаться с перспективных разработок, с науки. Только потом идет внедрение и маркетинг продаж.

Правда, такая «инициативная» новость от ЦАГИ большого удивления не вызвала и выглядела вполне закономерной. Поскольку большая часть услышанного довольно хорошо ложилась в контекст материала «Где твои крылья?» («Авиаград Жуковский» № 41 от 14. 10. 09). Там нынешним чиновникам от авиации для «замаха» на «Российское NASA» предлагалось вспомнить о такой успешной «интегрированной структуре», как МАП СССР, хоть в тоталитарном государстве к экспертам прислушивались не всегда, а конкурсов на исследовательские контракты не было и в помине.

В следующий раз ощущение того, что «раствор» НЦА постепенно насыщается, появилось, когда слово взял зам. гендиректора «Авиасалона», депутат городского собрания Юрий Шогин, который говорил про НЦА. По аналогии с несколькими уже прошедшими в ряде российских городов и региональных центров (последним был назван форум «Сочи-2008»), только узко авиационной направленности.

Вполне возможно, что Юрий Николаевич, по некоторым внутригородским вопросам определенно относящийся к оппозиции, не читал ни материала «Закипающий самовар» НЦА», ни материала «По законам «кластерной» борьбы» (в №№ 44 и 45). . Тем более что конкуренты в борьбе за звание авиационной столицы (имелся в виду Ульяновск) вовсе не дремлют. Во втором – подробно рассказывалось лишь о последних «маневрах» волжских «супостатов», поэтому не было сказано, что уже на упомянутом прошлогоднем сочинском форуме Ульяновская область выступала под брендом «Ульяновск – авиационная столица России». Возможно, Юрий Николаевич также не расслышал слов ульяновского мэра Владимира Кузнецова, который в конце своего выступления сообщил о том, что недавно прошло первое заседание оргкомитета по проведению форума «Технологии машиностроения», который пройдет в Жуковском в следующем году с 30 июня по 4 июля. В его рамках предполагаются выставки вооружения сухопутных войск, беспилотных летательных аппаратов, военных вертолетов. Предполагается также присутствие на форуме высшего руководства страны.

Информацию Владимира Кузнецова не только подтвердил, но и дополнил глава города Александр Бобовников, вошедший в состав оргкомитета форума. Он сообщил, что «распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2009 года был утвержден перечень международных выставок продукции военного назначения, проводимых на территории РФ в 2010 году. Согласно этому перечню четвертый международный салон вооружения и военной техники будет проводиться в рамках первого международного форума «Технологии машиностроения», местом проведения которого по инициативе «Ростехнологий» был определен город Жуковский. Это международный форум с правительственной «окраской», по уровню и статусу не уступающий МАКСу».

По другим «не профильно авиационным» вопросам была заслушана и обсуждена информация администрации города Жуковского. :

— о задачах профилактики гриппа и ОРВИ;

— о подготовке праздничных мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне;

— о взаимодействии органов опеки и попечительства с городскими организациями по вопросу профилактики социального сиротства;

— о ходе реализации программы «Дополнительные мероприятия, направленные на снижения напряженности на рынке труда г. о. Жуковский на 2009 год».

Михаил Петухов

2009 г