Город Жуковский: будет ли создана особая экономическая зона в подмосковном наукограде? ОАК рассматривает эту возможность… а пока у аэробусов в нашем небе проблемы…
Город Жуковский: будет ли создана особая экономическая зона? ОАК рассматривает эту возможность… А пока у аэробусов в нашем небе проблемы…
. . . Сначала аэробусы немного покружили над Луховицами, затем с легкой надеждой на особый прием – над ЭМЗ в Жуковском. Потом, так и не дождавшись подмосковного «Добро пожаловать!», метнулись в готовый, как казалось, к встрече Ульяновск…
Именно по такому маршруту «Эрбас» по сей день ищет подходящую российскую «площадку» для конвертации пассажирских А320 в грузовые А321. И здесь изначально было понятно, что предпочтение будет отдано тому региону, где быстрее всех других будут обеспечены льготы (прежде всего, разумеется, налоговые и таможенные). Проще говоря, тому, кто быстрее создаст у себя особую экономическую зону (ОЭЗ). А бороться тут есть за что: согласно предварительной оценке сторон, оборот совместного предприятия может составить до 200 млн. долларов США в год при прогнозируемом рынке до 400 самолетов к 2025 году.
Еще весной этого года ОАК рассматривала возможность выйти с предложением в Правительство РФ о создании особой экономической зоны в городе Жуковском. Однако в публикации «АвиаПорт. Ru» от 11. 11. 09 можно было прочитать: «Как стало известно «АвиаПорту», проект постановления Правительства РФ о создании на территории Ульяновской области особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) прошел согласования во всех ведомствах и сейчас находится в аппарате правительства… Тогда же может быть объявлено о реализации в новой портовой зоне проекта конвертации пассажирских самолетов Airbus A320/А321 в грузовые. Что же касается судьбы ОЭЗ в Жуковском, то такое «предложение было представлено в Правительство РФ, но пока решения нет».
Верно, такая уж у нас, жителей города Жуковского, планида особенная: запрягаем быстро, а вот едем либо медленно, либо вообще толчемся на месте. Первыми произносим слово «наукоград», а статус наукограда еле успеваем получить в числе последних.
И здесь очень даже стоит вспомнить, с каких посылов начиналась зарождаться сама идея Национального центра авиастроения. Достаточно вернуться на МАКС-2005 и прочитать сообщение РИА «Новости»: «Президент России Владимир Путин поддержал идею применения закона о свободных экономических зонах к проекту по созданию специализированного международного выставочного демонстрационного комплекса в Жуковском. Применить этот закон к выставочному комплексу предложил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По словам министра, комплекс будет «мозговым ядром» авиации». Ни о каких конкурентах, претендующих на «звание» авиационной столицы, в то время и речи не велось. Казалось, запрягай и пускайся во все тяжкие. Тем более господдержка – вот она, «на блюдечке». Тем более что, по словам Сергея Чемезова, тогда гендиректора «Рособоронэкспорта», «. . . бюджетные средства потребуются лишь для того, чтобы построить дорогу к сооружению».
Вот уж действительно, такие слова нынешнего президента «Ростехнологий» вполне можно отнести к разряду «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»… В общем, «дорожный сюжет» у нас по сей день ставится в «домашнем театре», где жуковчане попеременно являются то зрителями, то актерами. Об ОЭЗ в Жуковском давно забыли: право, не до нее. «Борьба» защитников цаговского леса и примкнувших к ним депутатов с городской администрацией оказалась куда занимательнее, нежели несколько десятков миллионов у. е. годового оборота на территории города – от одного только контракта с «Эрбас».
Такая творческая увлеченность процессом, вероятно, объясняется еще и тем обстоятельством, что возглавляет инициативную группу «лесного братства» хореограф, г-жа Иконникова. Здесь, что касается «творческих», литературных ассоциаций сочетания бальных танцев с хозяйством НЦА, вспоминается крылатая фраза Ильфа с Петровым о представлении, «какое имеет о сельском хозяйстве слушательница хореографических курсов имени Леонардо да Винчи, предполагающая, что творог добывается из вареников». Вероятно, сообразно такому представлению наш городской бюджет наполняется не реальными деньгами, а дыханием «легких города» – цаговского леса. При этом сама лесозащитница работает, разумеется, в Москве и своими налогами наполняет тамошний бюджет.
Понятное дело, что «боевыми порядками» творчески настроенных людей довольно трудно разговаривать языком рациональным, особенно в терминах административно-территориального устройства нашей подмосковной Мещеры. Все альтернативные предложения «танцевальной» стороны обойти лес сводятся к замысловатым «па» по раменской территории. И как тут объяснить людям, что «Генеральный план развития города Раменское» в отличие от нашего уже принят. Что согласно его «Схеме транспортной инфраструктуры» никаких подъездов к лиевской территории «с другой стороны» не предусмотрено. Что, по крайней мере, до 2020 года в Москву раменчане будут ездить «через нас» (на схеме так и обозначено это направление мимо «ильюшенских» проходных: «Жуковский». А ниже (в скобках) – «Москва»). Что распорядиться мы можем только своей землей. И что исторически так сложилось, что единственная «брешь» для дороги в городских кварталах и предприятиях оказалась цаговским лесом.
Безусловно, второе рождение городу Жуковскому дается ох как трудно. И это с учетом того обстоятельства, что коренного населения у нас не может быть просто по определению. А вот здесь уже защитникам реликтовых лесов можно было бы посоветовать хотя бы задуматься о том, что в 1933 году испытывали, например, коренные мещерцы из того же Колонца, когда со всею неотвратимостью поняли, что стройплощадка ЦАГИ сведет под корень не только сотни гектаров родных лесов, но и, в конечном счете, их родные подворья. Может быть тогда, как и на прошлогоднем городском «дорожном» собрании, звучало отчаянное: «Отчего у нас многие вещи делаются методом проталкивания?! Нельзя постоянно все проталкивать!». Может быть, и так…
Однако в наших городских летописях таких фактов не отмечено. Скорее всего тогда «мещерцы» отнеслись к стройке философски, как к рождению новой жизни, нового города. Да и «противиться» великим стройкам первой половины прошлого века как-то было «не принято». И заталкивать обратно «новорожденных» на жуковской земле еще долго не могли научиться.
Но, как говорится, всему свое время, а дорогу осилит идущий. Вернее, заталкивающий. На седьмом десятке городской истории совладали и с этой проблемой.
Такое «тяни-толкание» на сегодняшний день привело процесс рождения транспортной инфраструктуры НЦА к возникновению нештатной ситуации с поперечным расположением «плода». В данном случае таковым с определенной долей объективности можно было бы назвать ТВК «Россия». И здесь с известной иронией нашу «лесную» оппозицию можно было бы сравнить с оппозицией белорусской, вспомнив слова ее предводителя Павла Северинца: «Если нас оккупирует Россия, мы уйдем в леса». Наши же «партизаны» в цаговский лес не «уходят», своим рублем обихаживают леса все больше московские, а «кружащих» над городом Жуковским потенциальных инвесторов от авиации «приветствуют»: «Кышь отседа! Нам ваших мильенов и даром не надоть!!!». Иной раз так и хочется им крикнуть: «А ведь аэробусы – это вам не голуби. Могут и не вернуться»… Но что с них возьмешь? Одно слово – «хореографы».
Михаил Петухов