Город Жуковский: ЛИИ — реорганизация в связи с развитием НЦА, создание акционерного общества с последующим его вхождением в ОАК.
Город Жуковский: ЛИИ — реорганизация в связи с развитием НЦА. Создание акционерного общества с последующим его вхождением в ОАК.
Преобразование Жуковского в Национальный центр авиастроения (НЦА) неумолимо повлекло за собой столь же значимые изменения на наших градообразующих предприятиях
Согласно концепции НЦА площадкой дислокации ТВК «Россия» и штаб-квартиры ОАК была выбрана территория ЛИИ. И такая «перестройка» в первую очередь коснулась самого института.
За год, прошедший с подписания президентского указа, у жуковчан (и не только у них) накопилась масса вопросов и догадок о том, что же в действительности происходит внутри «колючего» периметра института. Поэтому для того, чтобы во всей полноте прояснить истинную картину «лиевской» жизни, начальник института Евгений Горбунов на встречу с представителями городских СМИ пришел со всеми своими профильными заместителями: Евгением Калинкиным – по экономике и финансам, Владиславом Цыплаковым – по науке, Юрием Губо – по аэродромно-техническому центру, Андреем Лилетко – по безопасности, а также главным инженером – Михаилом Знаменским.
Реорганизация
В соответствии с вышеупомянутым Указом президента об НЦА, ЛИИ должен быть преобразован в открытое акционерное общество с последующим его вхождением в состав ОАК. Поэтому сразу после подписания Указа из Росимущества в институт пришло распоряжение о начале работ по приватизации имущественного комплекса ЛИИ. К настоящему времени план таких работ выполнен на 70% и здесь дело застопорилось по одной простой причине: те огромные основные фонды, которые в свое время были переданы государством в институт, в собственность государства оформлены не были.
Произошло это в основном из-за высокой стоимости работ по оформлению прав собственности, а все последние годы денег на них из госбюджета практически не выделялось. Для того чтобы завершить оформление земель и недвижимости, сегодня необходимо заплатить сторонним организациям около 150 млн. рублей. Институт уже второй год ходит по инстанциям в поисках финансирования. Однако пока этот вопрос не решен.
Вторым фактором, тормозящим процесс акционирования, является то обстоятельство, что до сегодняшнего дня еще не вышло решение правительства по реализации Указа президента. При этом надо учитывать, что в апреле прошлого года вышло постановление правительства, запрещающее проводить какие либо операции с недвижимым имуществом госпредприятий без отдельного для каждого предприятия распоряжения. Однако даже в этих условиях есть уверенность, что в 2009 году акционирование все же будет проведено.
Что касается возможного изменения целей и задач института при вхождении в состав ОАК, то руководство ЛИИ придерживается той позиции, что предприятие должно сохранить свое назначение государственного научного центра, которое закладывалось при его организации. Хотя бы потому, что трудности последних лет в создании новой авиационной техники в России в значительной степени объясняются тем, что специалисты ЛИИ не привлекались к ее испытаниям.
Изначально одним из главных инструментов ЛИИ были летающие лаборатории (за всю историю института их было создано более 450), позволяющие во всей полноте вести опережающие испытания новых образцов техники. Такие натурные испытания отдельных составляющих летательных аппаратов (элементы планера, двигатели, пилотажно-навигационное оборудование и др. ) крайне необходимы, поскольку в сложном процессе создания перспективных авиационных комплексов разработки по отдельным составляющим, как правило, бывают сильно разбалансированы и по времени, и по степени принципиальной новизны. В особенности это касается новых двигателей, которые к моменту установки на опытный образец самолета должны пройти свой комплекс испытаний и доработок. Например, в настоящее время на летающей лаборатории на базе Ил-76 проходят испытания двигателей для SuperJet-100.
Единый и неделимый
Одной из основных задач вхождения ЛИИ в ОАК является оптимизация расходов на территории аэроузла за счет ликвидации дублирования некоторых функций при испытаниях и обслуживании авиатехники всеми базирующимися здесь организациями. К таким уже сейчас можно отнести использование аэродромной спецавтотехники. Взять, например, аэродромные передвижные агрегаты для электропитания самолетов на земле. «Туполевская», «илюшинская», «яковлевская», «гризодубовская» фирмы и ЛИИ имеют по пять — шесть таких машин. На деле их необходимо всего четыре.
То же самое можно было бы сказать о лабораториях средств объективного контроля: на каждой фирме есть своя, но вполне хватило бы одной на всех. Или о помещениях для летного состава, которые также могли бы быть общими. Вообще, логика централизации целого ряда служб и объектов, необходимых для летных исследований, привела к тому, что на недавнем заседании наблюдательного совета НЦА по принятию концепции была выдвинута идея о создании Единого центра летных испытаний на территории института.
Такая консолидация сил и средств тем более необходима, что перебазировка некоторых конструкторских бюро из Москвы в Жуковский подразумевает создание общего опытного производства.
Оздоровление
Впервые за последнее время в 2008 году был принят бюджет института, что сейчас позволяет более эффективно управлять всеми процессами и контролировать текущую деятельность предприятия. Ведь не секрет, что, столкнувшись с большими финансовыми проблемами, ЛИИ был вынужден задерживать заработную плату сотрудникам. Долги, накопившиеся за предыдущие годы, существенно осложняли деятельность: налоговые органы накладывали аресты на счета института.
Но, тем не менее, была разработана программа по оздоровлению финансового положения института. Рассчитана она была на четыре года. И, если сравнить финансовый результат 2006 — 2007 годов с 2008 годом, то прямые убытки в 250 млн. рублей ЛИИ сократил до 100 млн. рублей, 80 из которых связано не с основной деятельностью, а с акционированием.
Была проведена большая работа по оптимизации земельных участков и производственных площадей. Ряд участков был передан в «Рособоронэкспорт», для чего некоторые подразделения института были перебазированы на новые площади. Такая работа позволит в 2009 году получить экономию около 200 млн. рублей. При этом ряд неиспользуемых в настоящее время строений предполагается законсервировать на два — три года.
Другим позитивным шагом в оздоровлении предприятия стало заключение в прошлом году – впервые за последние восемь лет – коллективного договора (между администрацией предприятия и трудовым коллективом. – Прим ред. ) с полным набором социальных гарантий. В него, в частности, вошли и компенсационные выплаты за задержку зарплаты. Что же касается основной цели программы оздоровления института и госсубсидий в рамках такой программы, то руководство ЛИИ своей главной задачей считает увеличение объемов производства при оптимальном использовании как основных средств, так и трудового коллектива. И здесь, конечно же, не может идти речь о массовых увольнениях, характерных для предприятий-банкротов. На сегодняшний день в ЛИИ работает около 2800 сотрудников, средняя зарплата которых составляет 17, 5 тыс. рублей в месяц.
Если говорить о самой субсидии, то господдержка здесь выражается суммой в 700 млн. рублей. Приход этих денег ожидался в институте со дня на день. Однако некоторые рассогласования между налоговыми органами разных уровней на сегодняшний день привели как к затяжке поступления средств, так и к уменьшению конечной суммы. Предполагается, что течение ближайших двух — трех недель все «нестыковки» будут устранены.
Получение такой субсидии позволит ЛИИ избавиться от накопившегося налогового бремени и начать работать в нормальном режиме. После этого институту потребуются дополнительное государственное финансирование для того, чтобы в течение четырех — пяти лет рассчитаться с накопленными неналоговыми долгами (в частности, банковские кредиты и долги перед сторонними организациями). Это будет второй этап программы оздоровления.
Вообще, при обсуждении налоговой темы «особой строкой» стоит сказать о земельном налоге, который ЛИИ обязан уплачивать в городской бюджет. Земли института отнесены к категории земель поселений. Здесь, не говоря уже о самих внушительных суммах налога, возникают такие противоречия, как, например, невозможность обложить налогом работы, связанные с обороноспособностью страны, коих ЛИИ выполняет немало. Но «заказчик № 1» просто не вправе покрывать налоговые расходы института. Такие общие для всех участников НЦА несоответствия необходимо устранять при выработке его окончательной концепции.
«Социалка» и «коммуналка»
За весь прошлый год доходы ЛИИ от предоставления базирующимся организациям коммунальных услуг возросли на 40%. Однако оптимизировать работу всей коммунальной сферы институту не удалось. В особенности это касается жилых домов и общежитий, числящихся на его балансе. Несмотря на попытки (иногда подготовленные не должным образом) обеспечить безубыточность жилого сектора, убытки в этом году составили 20 млн. рублей. Поэтому институтом был подписан протокол о передаче в муниципалитет и домов, и общежитий (хотя предоставление жилья в общежитиях являлось серьезной мотивацией при приеме на работу сотрудников в ту же коммунальную сферу ЛИИ).
Для других социальных объектов, находящихся вне территории института, ситуация складывается по-разному. Например, убыточность базы отдыха на Оке в прошлом году была сокращена на 50%. В этом году за счет увеличения объемов предоставляемых услуг и сотрудникам ЛИИ, и «сторонним» отдыхающим база будет выведена на безубыточный режим.
Что касается лиевской поликлиники, то в прошлом году институт отказался от услуг дочернего предприятия, и все договоры этого года заключены напрямую с институтом. Такие действия также позволят сделать поликлинику также безубыточной.
Если говорить о проблемах, связанных со «Стрелой», то здесь стоит вспомнить, что затраты города на зарплаты сотрудников муниципального театра несколько меньше, чем коммунальные затраты ЛИИ на содержание самого здания. К тому же даже когда повышалась плата за проживание в лиевских общежитиях, для работников театра такого повышения не было. Передача же «Стрелы» в муниципалитет будет произведена в процессе акционирования института.
Вообще, для самого ЛИИ не стоит вопрос передавать в город «Стрелу» или нет. То же самое относится к детским садам. Решение этого вопроса относится к компетенции собственника, то есть государства. И если социальные объекты по закону не подлежат приватизации, то они будут переданы городу. Но – по отдельному распоряжению собственника. Поэтому заявления о «нежелании» именно ЛИИ передавать объекты не имеют под собой объективных оснований.
В отношении лагеря «Полет» в Украине и базы отдыха в Геленджике в настоящее время институтом решаются правовые вопросы. И есть оправданная надежда на сохранение для ЛИИ и этих социальных объектов.
По аэродрому
Одним из достижений 2008 года является тот факт, что впервые за последние годы аэродромный комплекс ЛИИ сработал безубыточно. А в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию гражданской авиатехники до 2015 года на модернизацию аэродрома отпущено 3, 8 млрд. рублей.
На сегодняшний день уже получено новое оборудование для дальних и ближних приводных систем. Как только сойдет снег, начнутся строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, чтобы к МАКС-2009 все четыре (двумя курсами) приводных маяка были полностью реконструированы.
Кроме того, уже в марте «Транспроектом» будет завершена разработка проектной документации на новое радиотехническое оборудование аэродрома: радиолокационные, радиомаячные, навигационные системы, системы посадки и передающие радиоцентры. Стоимость такой разработки составляет 950 млн. рублей. После этого будет разработана и пройдет госэкспертизу рабочая документация, чтобы в 2010 году можно было заказать систему посадки СП-90, которая будет отвечать индивидуальным условиям аэродрома, обеспечивая полеты и экспериментальной и гражданской авиации.
Что касается светосигнального оборудования для приема гражданских самолетов в любое время суток, то оно будет установлено опять же к МАКС-2009. Кроме того, в этом году начнется реконструкция магистральной рулежной дорожки. На это в 2009 году заложено 100 млн. рублей, в 2010 году – еще 70 млн. рублей.
Кроме того, ЛИИ подал заявку на участие в других ФЦП (например, по развитию экспериментальной и дальней авиации) до 2020 года. В случае реализации всех предложений института в рамках ФЦП аэродром ЛИИ действительно станет центром авиационных испытаний мирового уровня, способным испытывать, сертифицировать, принимать и обслуживать все воздушные суда независимо от типа и ведомственной принадлежности.
Возвращаемся к прежнему режиму?
По-разному можно относиться к тем мероприятиям, которые сегодня проводит руководство ЛИИ по «ужесточению» режима безопасности на своей территории. У сотрудников и самого института и базирующихся на территории организаций такие меры зачастую вызывают недовольство. А происходит, в частности, следующее. Изменяется порядок въезда-выезда. Необходимый норматив трехминутного осмотра одного автомобиля заметно ограничит общий поток автотранспорта. В ближайшее время будут введены электронные пропуска, которые позволят учитывать рабочее время. Проводятся работы по «гражданскому сектору», что необходимо для сертификации аэродрома как принимающего гражданские пассажирские суда. И, по большому счету, такие меры есть не что иное как возврат к старой, четкой советской системе безопасности. Единственное, что серьезно беспокоит руководителей института, – неясный пока ответ на вопрос о продолжении охраны территории внутренними войсками.
Михаил Петухов
2009 г