Мой Жуковский: учитесь видеть больше: роль творческого толчка в нашей жизни — итоги городской конференции.

14 января 4:58

Мой Жуковский: учитесь видеть больше: роль творческого толчка в нашей жизни - итоги городской конференции.

Мой Жуковский:Учитесь видеть больше: роль творческого толчка в нашей жизни

10 лет назад в начальных классах гимназии №1подмосковного Жуковского появились такие необычные курсы, как «Развитие творческого воображения», «Клубочек тайн»…

Их вел Марат Гафитулин, кандидат педагогических наук, мастер ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Обязательным условием для маленьких исследователей и изобретателей было выступление на конференции в конце учебного года.

Постепенно предмет ТРИЗ был введен и в среднем, и в старшем звене школы. Исследование – новый и непривычный для школьников метод обучения. Необходимо определить задачи, цели, структуру исследовательской работы, достичь результата и преподнести его аудитории, сделать свой вывод и обязательно найти «выход в жизнь», причем предложение может быть самым фантастическим и невероятным! Все это возможно только при условии, что тему ученик выбирает по принципу «это мне интересно».

12 мая на открытии юбилейной, 10-й научно-практической конференции гимназистов «Открытие», их приветствовала Зарина Гафитулина, дочь Марата Семеновича, его ученица и участница той самой первой, которая состоялась в 1999 году. Зарина окончила МГУ и рассказывала о том, какой толчок дал ей школьный исследовательский курс по жизни вообще и для понимания того, что такое курсовая и дипломная работа в вузе, в частности,

Роль «творческого толчка», который получает ребенок в самостоятельных своих поисках под руководством педагога, трудно переоценить, и результат дорогого стоит. Яркий пример тому выпускница Вика Суняйкина, которая «впитала» все возможное в гимназии по максимуму – она участвовала в нескольких конференциях, увлеклась журналистикой в творческой студии под руководством Светланы Петровой, занималась в театральной студии «Грим». А сейчас заканчивает факультет журналистику МГУ, работает на городском радио, выступает с театром Александра Айсина. «Уличную рапсодию» в исполнении артистов театра Вика представила как подарок своему учителю Марату Гафитулину, который всегда учил в обычном видеть необычное и творчески его перерабатывать.

В этом году на олимпиадах разного уровня – от городских до всероссийских, нашими гимназистами завоевано рекордное количество призовых мест – 80! Их поздравляли и чествовали на открытии юбилейной конференции — ведущий ученый в области авиамеханики, доктор технических наук, автор книг о летчиках-испытателях Геннадий Амирьянц вручал победителям свои книги. Награды, как всегда, вручал и «Авиасалон».

Более десятка исследовательских и творческих лабораторий ведут преподаватели гимназии подмосковного Жуковского. . Выбрать свое направление может каждый учащийся, причем работа выполняется как индивидуально, так и коллективно – опять же, по желанию. Самое главное, чтобы исследовательский дух в ребенке «разгорался». Тогда, что бы его ни интересовало – «История буквы «Ж» (Д. Кондратова, 6 кл. ), «Почему люди лгут?» (Л. Шакурова, 7 кл. ) или «Перспективы будущего биотоплива» (М. Дорошин, 10 кл. ), он увлечет своим докладом и школьников, и учителей. Таких интересных и полезных выступлений на конференции становится все больше.

Глубочайшая краеведческая и искусствоведческая работа, проведенная коллективом 7- и 8-классников под руководством Е. А. Сухобоковой и Т. Ю. Измайловой, вылилась в настоящее учебное пособие — «Прогулки по любимому городу», которое интересно будет буквально всем жуковчанам. Приходило ли вам в голову сопоставлять наш Дворец культуры с Большим театром или Парфеноном? А сопоставление, однако, уместно! Классика — на то и классика, чтобы жить века. Античность в современной архитектуре нашего молодого города присутствует – это несомненно! Всмотритесь в детали: ступени, колонны, лепнину Дворца культуры, разглядите в нем образцы мировой архитектуры, и вы ощутите особую гордость за свой город, поймете, насколько он «вплетен» в мировую культуру. Пособие сопровождается прекрасными фото, неожиданными ракурсами. Фотографируя свой город, дети замечают в нем все новые детали.

«Роль личности в истории города» (руководитель секции Валентина Виноградова) – это что-то из исторического материализма, как помнится. Но герои школьных исследований сидят в актовом зале гимназии и слушают рассказ о себе и «деле своей жизни»: Софья Юрьевна Маковецкая и ее Школа рабочей молодежи, где она работала с 1944 по 1986 год учителем, завучем, директором, откуда выпустила около пяти тысяч учеников. Наталья Николаевна Ступина и ее театр «Стрела» — что такое культура города Жуковского без них? Или без Сергея Ивановича Скрипки и его оркестра? О тех, кого уже нет с нами, но память о ком жива и свежа, школьники собирали исторический материал по крупицам — от современников, коллег, друзей. Прозвучал на конференции первый связный, интересный рассказ о замечательном человеке, который поставил в Жуковском работу с подростками на высочайший уровень, — Николае Николаевиче Киселеве. Ребята не только изучали литературу, документы, но и встречались с его дочерью, брали интервью у его соратников и единомышленников – Валентины Лапыгиной, Юрия Жукова.

Удивительно, что летописцами города Жуковского оказываются не убеленными сединами старожилы, а школьники. Под руководством своих наставников они умудрились внедриться во многие сферы городской жизни: рассмотрели все его фонтаны и храмы, записали пение подмосковных птиц в городском парке, изучили лекарственные растения.

Они для себя и для нас заново открыли наш город, посмотрели на него другими глазами. Много ли роз вы видели в украшении города? А нацеленный глаз насчитывает их десятки – в декоре ДК, фонтанов, отдельных домов. О многих улицах и площадях Жуковского собрана самая полная информация: «место на карте города», справка о человеке, чье имя носит улица или площадь, основные объекты на ней, здания, памятники, ее значение для города, события и личности, связанные с этим местом. Да еще придуманы интереснейшие заданиями на восприятие материала и его запоминание, кроссворды, загадки, творческие задания.

В этом году в конференции в 9 секциях принимали участие 73 человека. Лауреатами конференции стали 47 юных исследователей, работы которых отличались новизной и актуальностью, использованием собственного поисково-исследовательского опыта, информационных технологий – в общем, всеми атрибутами настоящего, «взрослого» научного исследования. Впервые на «взрослой» конференции выступали ученики начальной школы, ведь там третий год проводилась своя «маленькая» конференция, в которой участвовали около 40 ребят, и в качестве поощрения несколько лучших выступили с докладами наравне со старшими.

Самые интересные работы рекомендованы для участия в городской конференции и для публикации в сборнике, который гимназия издает своими силами. В сборник по результатам прошлого года вошли 18 лучших работ. Его презентовали на открытии нынешней конференции (он прекрасно иллюстрирован и издан).

Главный итог конференции в том, что предложенная 10 лет назад цепочка: «посмотреть – увидеть – полюбить», начинает работать и для самих исследователей, и для их слушателей. «Давайте вместе смотреть на наш город, изучать его и заново открывать!» – призывают юные исследователи.

— «Видеть больше, чем может видеть большинство – одна из величайших способностей человека. Обладателю такой способности открываются новые горизонты, новые знания и новые возможности… Дух просвещения, царящий в гимназии, формирует таланты». (Из обращения М. Гафитулина к участникам 10- конференции.