Как мы разобрали самолет-шпион У-2 «Локхид»

14 января 5:00

Со сбитым 1 мая 1960 года в Свердловской области американским самолетом-разведчиком У-2 «Локхид» до сих пор связано много тайн. В ходе операции «Оверфлай» («Перелет») «Черный разведчик» должен был пересечь территорию СССР с юга на север на высоте 21 000 метров. Однако самолет-шпион сбили.

Обломки самолета Никита Хрущев велел выставить напоказ. А вот один из двигателей, который упал в болото и относительно прилично сохранился отправили в закрытое КБ. О том, что с ним делали, рассказал ветерана спасательной службы Северного Кавказа, почетный спасатель России Илья Пантелеевич Волчков. В те годы он работал инженером-конструктором в том самом в секретном конструкторском бюро.

Секретный двигатель воссоздали полностью

— В то время наше конструкторское бюро, так называемый «почтовый ящик-100», работало при Моторостроительном заводе в Уфе, который выпускал двигатели для МиГов, — рассказал Илья Волчков.

— КБ наше разрабатывало и совершенствовало авиационные двигатели. Одним из наших «ноу-хау» стал беспилотный самолет-снаряд — прообраз крылатой ракеты. Подобной конструкции не было нигде. В 1959 году мне досталось сопровождать ее в Москву на выставку военно-воздушной техники. Увидев наш беспилотный самолет и ознакомившись с ним поближе, Никита Хрущев долго тряс мне руку в знак благодарности.

А буквально через год нам в КБ привезли двигатель с самолета У-2 «Локхид» Пауэрса. КБ специализировалось именно на высотных движках, а американский сохранился почти идеально.

Особенно ценно было то, что в нем не пропали остатки уникальных масел. Нам дали задание изучить двигатель, доработать его и по возможности создать еще более совершенную конструкцию. Наши МиГи в то время не могли достигать таких высот — турбины не выдерживали форсажа, и металл плавился. Детали двигателя подбирались одна к одной. Если винт, к примеру, был посеребрен, мы его тоже серебрили. Изучали структуру металла, делали химанализ. С ядовитой смазкой, система которой оказалась самой сложной, приходилось работать в противогазах. Как мы ни бились, но понять структуру графитовых уплотнителей, которые использовались в маслопроводах не смогли, повторить их не удалось. На больших оборотах масло на стыках текло. Однако двигатель У-2 «Локхид» мы все же воссоздали. Через некоторое время всю конструкцию велели передать в другое КБ. Ну а впоследствии, конструируя движки МиГов, мы добились не меньшей высотности.

В ходе операции сбили У-2 и… МиГ

А теперь напомним предысторию попадания двигателя в руки Ильи Волчкова. Создав «Локхид», американцы были уверены в полной безнаказанности — его полеты проходили в стратосфере на высоте свыше двадцати тысяч метров. Считалось, что в мире нет истребителей и ракет, способных достать самолет-призрак. Поэтому У-2 неоднократно забирались в глубь территории СССР, проводя разведку секретных стратегических объектов (в том числе и космодрома Байконур). Первого мая 1960 года американские спецслужбы начали операцию «Перелет» — самолет-разведчик, ведомый старшим лейтенантом Френсисом Пауэрсом, должен был пересечь территорию СССР.

Поднявшись с пакистанского аэродрома недалеко от города Пешавар, он должен был приземлиться в Норвегии. Самолет взмыл в небо в 5 часов 36 минут. Перед отправкой летчику сказали, что в небе России ему нечего бояться, хотя это была заведомая ложь. ЦРУ знало — на вооружении советских войск ПВО уже есть и ракетные комплексы С-75, и высотные истребители-перехватчики Су- 9. После того как шпион пролетел Ташкент, Аральское море, Троицк и Челябинск, его поймали радары ПВО. Поднятый в шесть утра с постели Никита Хрущев приказал сбить самолет. Базировавшиеся недалеко от Челябинска истребители МиГ-19 достать американца не могли — мешали высота и скорость в 780 километров в час. Но самолеты все же подняли в воздух. А цель поразила уже первая выпущенная с земли ракета — это произошло в 8 часов 53 минуты. Всего в ходе операции по уничтожению выпустили четырнадцать ракет и поразили… два самолета, в том числе и наш. Поднятый на перехват МиГ-19, пилотируемый Сергеем Сафроновым, сбила своя же ракета. Пауэрсу повезло, а русский летчик погиб.

Уникальное топливо слили за «ненадобностью»

Ракета взорвалась позади самолета У-2 «Локхид», осколки повредили хвост и крылья. Машина потеряла управление и стала падать. Пауэрс выбрался из кабины и спасся на парашюте. Через полчаса его поймали на земле. Уже без пилота самолет поразила еще одна ракета, и он развалился окончательно. Обломки упали в радиусе 20 километров недалеко от сел Косулино и Поварня Свердловской области. «Небесный дар» местные крестьяне восприняли с энтузиазмом, растащив по домам множество обломков. В частности плоскость, наполненную бесценным для военных экспертов горючим разломали, а горючее слили в траву.

http://back-in-ussr. com/2016/01/kak-my-razobrali-samolet-shpion-u-2-lokhid. html