Радары НИИП им. В. В. Тихомирова. Значительную долю работ НИИП занимают радары для СУВ самолетов семейства Су-27/30, совершенствование которых продолжается.

14 января 5:00

На рубеже смены тысячелетий предприятие совершило новый рывок вперед – передало в серийное производство РЛСУ с ФАР «Барс», которыми на сегодня оснащены около 300 сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-30МКИ – для Индии, Су-30МКМ – для Малайзии, Су-30МКИ(А) – для Алжира, и Су-30СМ для ВС РФ. БРЛС «Барс» на данный момент прошел все необходимые этапы испытаний, отработан до мелочей и обеспечивает решение всех ставящихся перед ним задач.

С другой стороны, ВВС Индии в рамках программы модернизации своего парка Су-30МКИ намеревается также усовершенствовать и их радары – в целях увеличения дальности действия, повышения разрешающей способности и помехозащищенности, а также обеспечения применения новых авиационных средств поражения. Впрочем, пока контрактных обязательств по этому вопросу стороны не заключили, а что касается РЛС «Барс-Р» для Су-30СМ, поступающих в ВВС и Морскую авиацию ВМФ РФ, то данная модификация отличается более высокими по сравнению с экспортным вариантом характеристиками и рядом внедренных в ее конструкцию доработок, выполненных по требованиям МО РФ. В перспективе планируется дальнейшая модернизация БРЛС. «На всех «Барсах» стоят вычислители индийского производства. Теперь же для Су-30СМ перед нами стоит задача их замены на российские, – отмечал в интервью журналу «Взлет» в начале с. г. генеральный директор НИИП им. В. В. Тихомирова Юрий Белый. – Одновременно проведем другие доработки РЛСУ, которые позволят еще более повысить ее помехозащищенность, обеспечить новые режимы работы и применение новых ракет». Уникальный «Ирбис» «В ближнесрочной перспективе приоритет- ной задачей предприятия является завершение Государственных совместных испытаний само- лета Су-35С, на котором установлена система управления вооружением «Ирбис», представ- ляющая собой фактически новое слово в своем классе, – заявил в интервью «АКО» начальник НИО – главный конструктор НИИП им. В. В. Тихомирова Владимир Таганцев. – По сравнению со всем, что мы делали до этого для самолетов Су-27 и Су-30, как мне пред- ставляется, «Ирбис» просто на порядок выше по всем показателям и по своему боевому потенциалу». И действительно, «Ирбис» на сегодня завоевал звание лучшего в мире радиолокатора, созданного по технологии РЛС с пассивной ФАР, что подтверждается реально демонстрируемыми им на испытаниях характеристикам. Так, в ходе летных испытаний радара на борту Су-35С получена дальность обнаружения воздушной цели, порядка 400 км. «Су-35 с нашим «Ирбисом» «видит» дальше любого другого истребителя в мире», – говорит Юрий Белый. РЛСУ «Ирбис» – это многофункциональная система Х-диапазона на базе ФАР с электронным управлением лучом, размещенной на двухстепенном приводе (азимутальном и креновом) и перспективной вычислительной системы. В состав РЛСУ, обеспечивающей обнаружение, сопровождение и измерение координат воздушных, наземных, надводных целей, также входят аппаратура запросчи- ка госопознавания, работающая в режимах Mk-XA, и блок микронавигации. РЛСУ «Ирбис» используется на всех эта- пах боевого применения самолета при вза- имодействии с его комплексом бортового оборудования (КБО), а также с КБО самолетов группы в условиях ближнего и дальнего воздушного боя, при ведении одиночных и групповых действий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, а также при наличии естественных и преднамеренных помех. «Отличительной особенностью «Ирбиса», разработка которого начата в 2005 году, является мощнейшая многопроцессорная вычислительная система, – отмечает Владимир Таганцев. – Кроме того, при создании данного комплекса была решена важная задача, связанная с тем, что управляет работой «Ирбиса» только один летчик, которому помогает в этом вычислительная система самолета. В работе по последней мы также участвуем. На сегодня работы по «Ирбису» находятся на завершающей стадии, подготовлен окончательный состав математического обеспечения, и все, что от нас требовалось по первой партии Су-35С, мы уже сделали». Зона обзора РЛС по углу места ± 60°, по азимуту ± 120°, количество обнаруживаемых З